Притча

1) жанр П. был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама (Суд 9:7 и след.), рассказ женщины из Фекои (2Цар 14:6 и след.) и притча Нафана (2Цар 12:1 и след.). В НЗ эту традицию продолжил Иисус: Он часто использует П. в Своем благовествовании (Мф 13; Лк 12:13 и след.; 15:1 и след.; 16:19 и след.);

2) образным языком П. рассказывается об нравств. и духовных ценностях. Чаще всего речь идет о Царстве Божьем (Мф 13:24,31,33,44,45,47; 18:23; 20:1; 22:2). Необходимо учитывать, что в библ. П. иносказание строится не на характерных особенностях к.-л. лица или предмета, а на сходстве ситуации в целом. Поэтому следует помнить, что фраза «Царство Небесное подобно...» в Синод. пер. не вполне точно передает смысл оригинала;

3) иногда П., не ограничиваясь основной идеей, предлагает читателю сравнительные образы. В этом случае размывается грань между П. и аллегорией, в к-рой каждый образ имеет вполне конкретное значение. Это можно проследить на примере притчи о сеятеле (Мф 13:3-8,38-43). Еще более очевидные аллегории встречаются в Ев. от Иоанна: добрый пастырь (Ин 10) и Иисус, истинная виноградная лоза (Ин 15);

4) короткие П. часто сходны с афоризмами и пословицами (Мф 15:13,14; Лк 4:23; 6:39), поэтому разные исследователи называют разное число содержащихся в Евангелиях П. (всего их около 40). Собственно П. бывают, как правило, двух видов: в первом описываются типичные, постоянно повторяющиеся события, явления или процессы (напр., П. о закваске), а в основе второго лежит какой-то единичный случай, напр. П. о талантах (Мф 18:23 и след.) или П. о блудном сыне (Лк 15:11 и след.). Разновидностью П. являются поучит. истории, встречающиеся только в Ев. от Луки. В них нет иносказания, но представлена определ. модель поведения, к-рой следует либо подражать (Лк 10:30 и след.; ср. ст. 37: «Иди, и ты поступай так же»), либо, наоборот, к-рую нужно отвергать (Лк 12:16-21); позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной П. (Лк 18:10 и след.);

5) значение и цель П. Иисуса заключается в том, чтобы явить одним и скрыть от других духовный смысл Его благовествования (Мф 13:10 и след.; Лк 8:10). Тот, кто не принимает Иисуса Христа и отклоняет Его Благую Весть, не сможет понять Его П. и раскрыть тайну божеств. величия: он не в силах осознать тот факт, что величие Бога открылось в личности Иисуса Христа. Своим же последователям Иисус открыл глаза, предоставив возможность познать Божью славу. П. ставят человека перед нравств. и духовным выбором. Они — нечто большее, чем просто лит. произведение дидактич. характера, богатое аллегориями, афоризмами и пословицами. П. — это своеобразный лит. жанр, задачу к-рого нельзя сводить лишь к абстрактному «поучению». см. Тайна см. Басня.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Притча — (литер.) — небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. К сходной с ней поэтической форме — басне притча относится так, как аллегория — к поэтическому образу: в то время как применения образа бесконечно разнообразны... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. притча — ПРИТЧА -и; ж. 1. Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение. Евангельские притчи. Притчи Соломона. П. о блудном сыне. Рассказать притчу. Говорить притчами. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  3. притча — При́тч/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. притча — ПРИТЧА, вероятно притеча, от притечь; см. притка. Также см. притка Толковый словарь Даля
  5. притча — Общеслав. Суф. производное (суф. -j-) от притъка «нежданный случай, происшествие» (в диалектах еще известно), производного от притъкнѫтисѧ «случиться, произойти» (к развитию значения см. случай, приключение и пр.). Притча буквально — «особенный случай», затем — «рассказ о нем». См. тыкать (2). Этимологический словарь Шанского
  6. притча — Пр’итча — иносказание, поучительный жизненный пример, которые особенно часто употреблял Господь Иисус Христос в Своих беседах с народом (ученикам же дано знать тайны Царствия Божия — Мат.13:10 ,11,34). Библейский словарь Вихлянцева
  7. притча — притча ж. 1. Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. || Иносказательное выражение. 2. устар. То же, что басня Толковый словарь Ефремовой
  8. Притча — Дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне (См. Басня). В отличие от неё форма П. 1) возникает лишь в некотором контексте... Большая советская энциклопедия
  9. притча — орф. притча, -и, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
  10. притча — при́тча др.-русск. притъча "несчастный случай", смол грам. 1229 г., D, Е, F, стр. 440 (Напьерский), укр. при́чта "происшествие, особенный случай", блр. пры́тча "неприятный случай; срам", ст.-слав. притъча παραβολή, παράδειγμα (Остром., Мар., Зогр., Супр. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. ПРИТЧА — ПРИТЧА — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ("премудрость"). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне). Большой энциклопедический словарь
  12. притча — ПР’ИТЧА, притчи, ·жен. 1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (·книж. ). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. «Религия — опиум, религия — враг, довольно поповских притч.» Маяковский. | Иносказательное выражение. Говорить притчами. Толковый словарь Ушакова
  13. Притча — ПРИТЧА — нравственное поучение в аллегорической форме (см. слово Аллегория), отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы). Словарь литературных терминов
  14. Притча — ПРИТЧА — малый жанр дидактической литературы (см.), по основным признакам тождественный с басней (см.). Различие в употреблении терминов «П. Литературная энциклопедия
  15. притча — -и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня. Евангельские притчи. □ Вы столь же легко угадаете Глинку в элегическом его псалме, как узнаете --- Крылова в сатирической притче. Пушкин, Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой. Ф. Глинки. Малый академический словарь
  16. притча — Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от притъка – "нежданный случай, происшествие", произведенного от притъкнутися – "произойти". Восходит к той же основе, что и глагол ткнуть. Этимологический словарь Крылова
  17. Притча — ☼ дидактико-аллегорический жанр, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П. 1) неспособна к обособленному бытованию и возникает лишь в некотором контексте... Словарь по культурологии
  18. притча — ПРИТЧА, и, ж. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? • Притча во языцех (книжн. Толковый словарь Ожегова
  19. притча — Притча во языцех (церк.- слав., шутл.) — предмет общих разговоров, то, о чем все говорят, сенсация. ► Его поступки стали притчей во языцех. Фразеологический словарь Волковой
  20. притча — см. >> намек, пример, сказка см. также -> что за притча! Словарь синонимов Абрамова