Приветствие, приветствовать

I.

В Израиле П. означало пожелание человеку и его близким здоровья, добра и мира; приветствуя к.-л., израильтянин тем самым проявлял интерес к делам этого человека. П. произносилось как при встрече (Быт 43:27; 1Цар 25:6), так и при расставании (см. Благословение; Быт 47:10). П. заканчивалась цар. аудиенция (2Цар 13:25). Оно могло передаваться через другого человека (2Цар 8:10). Иногда П. сопутствовали подношения. На Востоке П. было пространным, многословным, сопровождалось жестикуляцией, поэтому его не произносили в спешке, а также тогда, когда у человека было горе (см. 4Цар 4:29; Лк 10:4). Распространенной формой П. были пожелания мира — «Иди с миром» (1Цар 20:42) или «Мир вам» (Лк 24:6). Вооз приветствовал жнецов: «Господь с вами» (Руфь 2:4), а Иосиф встретил Вениамина словами: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!» (Быт 43:29). Другой формой благословения было П. «Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!» (1Цар 25:6). В новозаветное время П. начиналось словом «радуйся» (Мф 26:49; Лк 1:28). Придворным П. в Вавилоне и Персии была здравица «Царь! во веки живи!» (Дан 2:4; ср. Неем 2:3). Похожими словами Вирсавия приветствует царя Давида: «Да живет господин мой, царь Давид, во веки!» (3Цар 1:31). При прощании произносилась фраза «Иди с миром!» (1Цар 1:17).

II.

Сопровождавший П. церемониал зависел от того, к кому именно П. было обращено. Люди кланялись до земли и даже падали ниц (Быт 18:2; 2Цар 9:6), а также сходили с ездового животного или с повозки (1Цар 25:23; 4Цар 5:21). Преклонение колен (4Цар 1:13; Мф 27:29), как и падение ниц, являлось свидет-вом глубокого почтения и покорности. В качестве П. человек мог взять правой рукой руку или бороду другого человека и поцеловать его (2Цар 20:9). Встретившись, люди обнимали друг друга или обменивались приветственными поцелуями (Мф 26:48; Лк 7:45). см. Целование, лобзание.

III.

Письм. П., часто чрезмерно торжественные, известны с древнейших времен. Так, письмо некоего египтянина фараону начинается словами: «Царю, моему господину, моему богу, моему солнцу. Так говорит Иапахи, раб твой, прах у ног твоих: семь раз по семь раз припадаю к стопам моего царя, моего бога и моего солнца». В рим. времена письм. П. были короче и содержательнее (Деян 23:26). Формула П. часто встречается и в конце письма (Деян 15:29). Послания ап. Павла обычно начинаются с П.: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего...» (Рим 1:7; 1Кор 1:3; 2Кор 1:2; Гал 1:3 и др.); как и другие апостолы, он завершает свои послания словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Рим 16:24; 1Кор 16:23; 2Кор 13:13; Гал 6:18).

IV.

П. Иисуса и Его учеников значат больше, чем просто доброе пожелание. В их устах оно обретает силу истинного благословения (см. Мф 10:12,13; Ин 14:27; 20:19-21).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me