Плоть, плотский, плотяной

I. СВИДЕТЕЛЬСТВО ТВАРНОСТИ

1) под П. прежде всего понимается телесная сущность человека и других созданий, «материал», из к-рого они созданы (Иов 10:11; 1Кор 15:39). Подобие сошедшего на землю Сына Божьего Своим земным братьям подтверждается в Библии фразой: «И Слово стало плотию» (Ин 1:14; ср. Кол 1:22; 1Тим 3:16; 1Пет 3:18; 1Ин 4:2). см. Тело;

2) соединение людей в браке, к-рый служит основой не только физич., но и духовного единства, называется «одной плотью» (Быт 2:24; Мф 19:5 и след.; Еф 5:31);

3) близкие родственники являются людьми «одной кости и плоти» (Быт 29:14; 37:27). Принадлежность к одному народу может также называться родством по П.: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9:3). Иисус в силу Своей человеч. природы также находится в подобных родств. отношениях с евр. народом (Рим 1:3). В Быт 6:12; Ис 40:5 П. называется человечество и вообще все живое на земле.

II. СВИДЕТЕЛЬСТВО БРЕННОСТИ

Человек является творением Божьим; как таковой он противопоставлен Творцу, и его жизнь имеет строгие границы. Вследствие этого слово «П.» получает в Библии новое звучание. Библия постоянно указывает человеку на то, что он есть П., и напоминает ему о бренности жизни. Являясь П., человек бессилен перечить всемогущему Богу. Поэтому полагаться только на П. представляется безумием. Помощь и спасение можно обрести лишь через веру в живого Бога (Пс 55:5; 77:39; Ис 40:6 и след.; 1Пет 1:24). Бог предостерегает от ложной веры в силу П.: «И египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух» (Ис 31:3). Поэтому стремление правителей Иудейского царства найти спасение в союзе с к.-л. мировой державой разоблачается как безумие и оскорбление Бога, стремящегося быть истинной защитой Своего народа.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕПОВИНОВЕНИЯ БОГУ

1) в Быт 6:12, где говорится о том, что «всякая плоть извратила путь свой на земле», слово «П.» обретает третье, и наиболее глубокое значение. П. — это не только бессильный, бренный человек, но и тот, кто сознательно противится Богу. Такой человек обращает свои помыслы и желания не к Богу, своему Творцу и Господу, а направляет их на самого себя. Это тот, кто не восхваляет величие Господа Бога, а превозносит свою собств. славу. В НЗ такое понимание П. приобретает более глубокое содержание. В П. «не живет ничего доброго» (Рим 7:18), и она «не покоряется закону Божию» (Рим 8:7). Существуют плотские помышления, к-рые «продают» человека греху (Рим 7:14), толкают его к вражде против Бога (Рим 8:7) и отвращают от него благоволение Божье. П. порождает в человеке гордыню (Флп 3:3 и след.). Если праведный иудей хвалится своим происхождением и тем, что он обрезан, полагая, что не имеет нужды в Божьей милости, это значит, что он видит Божий дар только в П. Тем самым, плотскими могут быть не только греховная «нечистота» человека, но и его набожность, благочестие и добродетель, в том случае, если, полагаясь на них, он отвергает утверждение Христа: «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин 3:6). П. тленна (Рим 8:6,13; 1Кор 15:50; Гал 6:8) и немощна (Мф 26:41; Ин 6:63; Гал 5:17);

2) от плотской гибели спасает Божья благодать. Ап. Павел сказал рим. христианам: «Вы не по плоти живете» (Рим 8:9). Никакой закон не в силах избавить человека от жизни во П., но Бог послал Сына Своего, чтобы разрушить оковы П. (Рим 8:3). Ученику Христа предоставляется возможность «духом умерщвлять дела плотские» (Рим 8:13; Гал 5:16).

IV. СВИДЕТЕЛЬСТВО ВОССОЗДАНИЯ ПЛОТИ

В нек-рых случаях слово «П.» получает в Библии позитивное звучание (Иез 11:19; 36:26; 2Кор 3:3). Человеч. сердце — изначально каменное, противящееся Божьей воле. Но проникаясь Духом Божьим и благодатью Иисуса Христа, оно смягчается и подчиняется Божьей воле во славу Божью.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me