Наказание, наказывать

ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ

Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя виной (см. Вина) или см. Грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24).

СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ

1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Пс 6:2; 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Исх 12:12), Ирод, к-рый был «изъеден червями» (Деян 12:23), Вавилон (Иер 51:54-58);

2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч 3:12; Иер 10:24; 1Кор 11:31 и след.), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Иез 18:23; 2Пет 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс 38:11 и след.; 72:14,23 и след.; Евр 12:5-11; Откр 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17 и след.); это «путь к жизни» (Притч 6:23);

3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия «око за око, зуб за зуб» действует с огра-ничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Иов 2:3; Ин 9:3; ср. 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий (Ис 53:5-7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. (см. Прощение);

4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Нав 7; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч 13:24), а начальствующий вправе применить силу как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим 13:4). Т.о., наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Ис 10:5; Иер 25:9; 27:6);

5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2Цар 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (2Цар 16:21 и след.). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим 1:24 и след.). При телесных повреждениях (Исх 21:23-25) и лжесвидет-ве (Втор 19:18-21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх 22:2 и след.). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк 19:8).

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

У израильтян Н. за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Втор 25:1-3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать «сорок без одного», чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. 2Кор 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (см. Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Втор 22:19), возмещение ущерба (Исх 22:4), продажа в рабство (ст. 3) и различные телесные наказания (см. выше II,5). Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города. Его скрупулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор 17:5-7; 21:21; Ин 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Чис 14:10; 1Цар 30:6; 3Цар 12:18; Лк 20:6; Ин 10:31). Кр. того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт 38:24; Лев 20:14; 21:9), а также казнь мечом (2Цар 1:15; 4Цар 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте (см. Крест, распятие на кресте), стали применяться только в рим. период (Деян 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор 21:22 и след.; Нав 8:29; 1Цар 31:10; 2Цар 4:12; 21:6,9; см. Повешенный).

НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ

Н., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: «обличи ближнего твоего» (Лев 19:17; ср. Пс 140:5). Так, пророки обличают народ (Иез 29:21; Ам 5:10), Иоанн Креститель — Ирода (Лк 3:19), разбойник на кресте — своего товарища (Лк 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2Тим 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (Ин 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (2Тим 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф 18:15 и след.). см. Вразумление, наказание, вразумлять.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me