Мария

Мария, греч. и лат. форма др.-евр. имени Мирьям (в Синод. пер. — Мариамь, см. Исх 15:20):

1) мать Иисуса Христа. Будучи юной девушкой, обрученной с плотником Иосифом из дома Давида, она получила через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии. Она покорилась воле Господней (Лк 1:26-38; см. Иисус Христос, II,Б,2). Из Назарета М. отправилась к своей родственнице Елисавете (см. Елисавета), у к-рой пробыла три месяца. Там, в подтверждение ангельского благовещения, она воспела хвалебную песнь, исполненную ликования (Лк 1:39-56). Иосиф, узнав о ее беременности, замыслил тайно отпустить ее, чтобы она избежала публичного позора (см. Втор 22:23-27). Только после откровения Божьего, полученного во сне, Иосиф принял М. как жену (Мф 1:18-25). Указ имп. Августа о всеобщей переписи населения заставил их обоих отправиться в Вифлеем, где и был рожден Первенец М. Иисус появился на свет в пещере, в яслях для скота. Подобные пещеры служили в те времена кладовыми или стойлами (Лк 2:1-7). Ребенок был обрезан на восьмой день и получил имя Иисус, нареч. ангелом (Лк 2:21). Принеся Его в храм, родители смогли предложить в жертву только двух голубей, поскольку были бедны (Лк 2:22-24; ср. Лев 12). Как в ночь Рождества — через пастухов, так и в храме — через Симеона и Анну, а также через явление мудрецов с востока (в Синод. пер. — «волхвов»), Бог вновь подтвердил исполнение Своих обетований (Лк 2:8-20,25-38; Мф 2:1-12). Смерт. угроза со стороны Ирода Великого вынудила Иосифа и М. с ребенком бежать в Египет (Мф 2:13-15). В Назарет они возвратились только после смерти Ирода (Мф 2:19-23; Лк 2:39). Жизнь М. от благовещения до бегства в Египет была всецело посвящена Ребенку — Сыну Божьему, позднее она смогла посвятить себя супружеской жизни с Иосифом, к-рому подарила еще четырех сыновей и нескольких дочерей (Мк 6:3; см. Братья Господа), так что Иисус рос в окружении многочисл. семейства. Когда родители, отправляясь на праздник в Иерусалим, взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса, открылось, что Он принадлежит не только им. И хотя М. еще не могла осознать это, она запомнила слова своего Сына и сохраняла их «в сердце своем» (Лк 2:41-51). К началу общественного служения Иисуса Иосифа, по-видимому, уже не было в живых, и семья переселилась в Капернаум (Ин 2:12; Мф 4:13). Оказалось, что ни М., ни братья и сестры не понимали Иисуса, но тем в большей степени проявляли заботу о Нем (Мк 3:21,31). М. было хорошо известно Его могущество, но она не была осведомлена о «Его часе» (Ин 2:3-5); братья в своем непонимании не верили Ему (Ин 7:5). Его благовестие поясняет, что привязанность к матери, братьям и сестрам должна быть подчинена послушанию воле Божьей и имеет смысл только при покорности Ему (Лк 11:27,28; 14:26). Ученики оказались ближе к Иисусу, чем кровные родственники (Мк 3:33-35). Только в повествовании о распятии вновь упоминается М., когда умирающий Сын доверяет попечение о ней любимому ученику (Ин 19:25-27). В последний раз она, вместе с Его братьями, упоминается после воскресения Иисуса: М. находилась среди Его учеников (Деян 1:14). Здесь исполнилось ее обещание: «Се, раба Господня» (Лк 1:38). Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним;

2) М. Магдалина, происходившая, согл. своему прозвищу, из города Магдалы (см. Магдала). Иисус изгнал из нее семь бесов (Лк 8:2; Мк 16:9). С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (Лк 8:3). Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (Мф 27:55,56), участвовали в погребении Иисуса (Мф 27:61; Мк 15:47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (Мк 16:1-5; Ин 20:1). После того как М. возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (Ин 20:2,11-18). Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М. (Лк 7:36-50). Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев. от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М. нигде не именуется «грешницей»;

3) М. из Вифании была сестрой Марфы (см. Марфа) и Лазаря (см. Лазарь). По природе своей она была сдержанней, чем Марфа (Ин 11:20, 28,29). М. быстро поняла, что, только внимая благовестию Иисуса, можно быть Его настоящей ученицей (Лк 10:38-42). Незадолго до Его смерти она помазала Иисуса драгоценным миром и этим, сама того не ведая, приготовила Его к погребению. Иисус защитил ее от обвинений тех, кому высокая цена благовония помешала увидеть силу любви М. (Мф 26:6-13; Мк 14:3-9; Ин 12:3-8);

4) М. Клеопова — женщина, упомянутая в числе присутствовавших при распятии (Ин 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы. М. — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф 27:56). Она названа в числе женщин, пришедших к гробнице Иисуса (Лк 24:10). В Мф 27:61; 28:1 она именуется «другая Мария». Если см. Клеопа может быть отождествлен с Алфеем (Мф 10:3; см. парал. места), тогда один из сыновей М. — ап. Иаков;

5) мать Иоанна Марка (Деян 12:12). Она, очевидно, была состоят. женщиной, поселившей членов церкви в своем доме, куда и направился Петр после освобождения из темницы. Согл. Кол 4:10, она — тетка (по смыслу Синод. пер. — сестра) Варнавы;

6) христианка в Риме, много сделавшая для Церкви. Павел просит приветствовать ее (в Синод. пер. — Мариамь, Рим 16:6).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАРИЯ — 1. Богородица, дева Мария, — в христианстве — мать Иисуса Христа. Культ М. сложился под влиянием распространенных языч. культов богини-матери, богини земли и плодородия: егип. Исиды, вавилонской Иштар, финикийской Астарты, малоазийской Кибелы и др. Советская историческая энциклопедия
  2. Мария — I Мари́я богородица, богоматерь, дева Мария, итал. Мадонна, в христианской мифологии мать Иисуса Христа. В Евангелиях о М. сказано, что она была женой Иосифа, непорочно зачавшей и родившей Иисуса Христа; присутствовала при его казни. Большая советская энциклопедия
  3. Мария — Мар’ия (·евр. Мариам) — а) (Мат.1:16 ,18,20; Мат.2:11 ; Мат.13:55 ; Мар.6:3 ; Лук.1:27 ,34,38,39,41,46,56; Лук.2:5 ,16,19,34; Деян. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Мария — орф. Мария, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  5. МАРИЯ — Мариам (греч. Μαρία или Μαριάμ как передача арам. marjam из евр. mirjam — то же имя, что у Мариам Пророчицы, сестры Моисея и Аарона), дева Мария, богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна (итал. madonna, сокращенное от mia donna «моя госпожа»; ср. Мифологическая энциклопедия
  6. Мария — И, жен.; разг. Марья, -и; прост. к Марея, -и. Производные: Марийка; Мариша; Маря (Мара); Марюня (Маруня); Маруля; Муля; Маруся; Муся; Мася; Масята; Марюта; Марюха (Маруха); Марюша (Маруша); Муша; Маня; Манюня; Манюра; Манюся; Манюта; Манюха; Манюша... Словарь личных имен
  7. МАРИЯ — МАРИЯ (Богородица — Богоматерь, Дева Мария, Мадонна) — в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии — праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. Большой энциклопедический словарь
  8. Мария — М а р и а м (греч. как передача арам. из евр. miryam — то же имя, что у Мариам Пророчицы, сестры Моисея и Аарона), Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Матерь Божья, Мадонна (итал. madonna, сокращенное от mia donna «моя госножа»; срв. франц. Словарь по культурологии
  9. Мария — Мария Мариам (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. По преданию, с трёх лет воспитывалась при иерусалимском храме, в 12 лет дала обет вечного девства. Большая биографическая энциклопедия