Купание

В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Исх 2:5; 7:15; 8:20 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в к-рых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (см. Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком. В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Пс 59:10) принадлежит к 900-600 гг. до Р. Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Лев 15:13) или в реке (4Цар 5:10,12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Быт 18:4; 19:2; 24:32; 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2Цар 11:2,4). Люди омывались перед торжеств. событиями (Руфь 3:3; Иез 23:40) и по окончании траура (2Цар 12:20). Согл. Иов 9:30; Иер 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исх 40:12 и след.; Лев 8:6; 16:4,24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Лев 14:8; 15:5; 17:15; Чис 19:7 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Исх 30:17-21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (Мк 7:3 и след.; Ин 13:10; Деян 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (Лк 7:44; Ин 13:5; 1Тим 5:10). Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., см. Вифезда (Ин 5:2) и см. Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (Ин 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. см. Омовение.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. купание — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. купать и купаться. — Вы бы сейчас на реку прошли, выкупались бы…, а потом уж отдохнули… После купанья хорошо спится. Гладков, Энергия. [Старуха] купала смуглого толстого ребенка в глубоком железном чану. Малый академический словарь
  2. купание — Куп/а́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  3. Купание — Различают К. в естественных водоёмах (морях, реках, озёрах, лиманах) и искусственных (бассейнах — открытых и закрытых), физиологическое действие... Большая советская энциклопедия
  4. купание — орф. купание, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. Купание — (-я) водная гигиеническая и лечебно-профилактическая процедура, заключающаяся в погружении в природный водоем или искусственный бассейн в сочетании с активными движениями в воде. Купания каскадные — К. с дополнительным воздействием падающими струями воды. Медицинская энциклопедия
  6. купание — КУПАНИЕ, КУПАНЬЕ, -я; ср. к Купать и Купаться. К. ребёнка. Закаливающие купания. После купания хорошо спиться. К. коней. Толковый словарь Кузнецова
  7. Купание — (мед.) — см. Бальнеотерапия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. купание — купание I ср. 1. Процесс действия по гл. купать, купаться I 2. Результат такого действия. II ср. 1. Процесс действия по гл. купаться II 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой