Колодец, источник

I. КОЛОДЦЫ КАК ИСТОЧНИКИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1) вода в Палестине всегда имела особую ценность, особенно в засушливый летний период. Проблема обеспечения водой являлась главной при основании любого нового поселения. Поэтому многие города получали свои названия по названию К., к-рые были предварительно вырыты на месте их строит-ва (напр., см. Вирсавия (Беэр-Шева) = «колодец семи» или «колодец клятвы», Быт 21:31). Наряду с К., питаемыми грунтовыми водами (евр. беэр), существовали К., наполнявшиеся родниковой водой (евр. айин); оба слова иногда употреблялись для обозначения одного и того же К. (Быт 24). Третья разновидность К. представляла собой резервуар, наполнявшийся дождевой водой (Иер 2:13);

2) К. обычно расширялся книзу, достигая иногда глубины 20 м; изнутри стенки К. обкладывались камнями и белились. В неглубокие К. спускались по лестнице и там зачерпывали воду кувшином (Быт 24:16), но обычно воду черпали ведрами и поднимали наверх (Ин 4:7,11). Для безопасности К. накрывали каменной плитой (Исх 21:33; ср. Песн 4:12) с продел. в ней небольшим отверстием, через к-рое черпали воду. Это отверстие также закрывали камнем. На водопоях устанавливались длинные деревянные или каменные корыта, к-рые наполнялись водой (Быт 24:19 и след.);

3) К. были на пастбищах (Суд 1:15), из-за них часто вспыхивали ссоры между пастухами (Быт 21:25; 26:17-22). Рытье или выдалбливание К. было трудоемкой работой; в Ханаане израильтянам достались уже вырытые К. (Втор 6:11). В Чис 21:17 и след.говорится о том, что в рытье К. участвовали и князья. Особенно ценились К., наполнявшиеся родниковой водой и называвшиеся К. «живой воды» (Быт 26:19; Иер 2:13). Этим объясняется недоразумение, возникшее в разговоре Иисуса с самарянкой, к-рая неправильно истолковала Его слова (Ин 4:10 и след.). см. Вода.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в переносном смысле слово «К.» означает живую воду Господа (Иер 2:13) и жизнь, даруемую Богом (Ин 4:14; Откр 7:17; 21:6). Источником жизни называются также уста праведника (Притч 10:11)и разум (Притч 16:22);

2) с источником, извергающим воду, сравнивается Иерусалим, источающий из себя зло (Иер 6:7); безводными источниками названы лжеучителя (2Пет 2:17);

3) К. служит символом невесты (Песн 4:12,15), женщины (Притч 5:15-18)и блудницы (Притч 23:27);

4) питье воды из собственного К. символизирует мир и спокойную жизнь (Ис 36:16);

5) о К. бездны (Откр 9:1) см. Бездна;

6) о К. Иакова см. Колодец Иакова.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me