Истина

В Библии нет споров об И., подобных тем, к-рые ведут философы. Вопрос Пилата: «Что есть истина?» — сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., к-рая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36-38). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в к-рых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. аспекте. И. в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, к-рая считается действит. и обязат., а потому и является И. Слову эмэт родственно слово эмуна; оба они означают также веру (см. Вера) и верность (см. Верность, верный), к-рые, в свою очередь, состоят в тесной связи с милостью (см. Милость, благодать), см. Миром и праведностью (см. Справедливость, праведность). В греч. яз. НЗ понятие И. (алэтейя), как и эмет, означает нечто твердо установл. и действит. существующее; кр. того, это спра-ведливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соотв. И. высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божеств. реальность. Важнейшая библ. И. — это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Св. Духа и Евангелия.

I. ИСТИНА — РЕАЛЬНОСТЬ БОГА.

Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом — с другой, существует совершенное согласие (2Кор 1:20). Бог не может солгать (2Цар 7:28; 3Цар 17:24; Пс 18:10; 110:8; 118:86,151, 160; Мал 2:6). Свои обетования, как и угрозы, Он обязат. исполняет (Быт 24:27; Пс 32:4; 88:3; 91:3; 99:5; 116:2; 118:90; Дан 4:34; Рим 15:8). Верующий при всех обстоят-вах может рассчитывать на Божью И. и верность, в этом — основа его спасения (Пс 35:6; 39:11; 90:4). Примечат. частое сочетание Божьей И. (эмэт) с Божьей милостью (хэсэд); доверяющий Его И. познает великую милость Господа (Пс 39:11 и след.; 56:4,11; 60:8; 85:15; 137:2).

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ.

Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную И. и осуществил ее (Ин 1:14,17). В Иисусе все Божье спасение и вся Божья И. были явлены нам во плоти (Ин 8:40; 14:6,9). В Нем исполнена и подтверждена божеств. И. всех Божьих обетований спасения (2Кор 1:20). В Иисусе И. проявляется прежде всего как светлая, возвыш., небесная, божеств. реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божеств. царству И. и см. Света противостоит бесовское царство тьмы (см. Тьма) и лжи (см. Ложь) (Лк 11:17-20; Кол 1:13), связанное с властными сферами этого мира (Еф 2:2). С особой полнотой понятие И. раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царств. Свидетель божеств. истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола (Ин 8:44; 18:36), и Его крестная смерть — это победа И. над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ (Лк 24:25-27). Так И., явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетов. в ВЗ Божью истину Отца.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ.

Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через «Духа истины» (Ин 14:17; 1Ин 4:6; 5:6), Который наставляет верующих во всякой И. (Ин 16:13). Своим введением во всякую И., т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в к-рых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Св. Дух, как Дух И., может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет «хуление Святого Духа» (см. Хула, злословие, злоречие, III,4) такой виной, к-рой нет прощения (Мф 12:31,32; Мк 3:29; Лк 12:10; ср. Евр 10:29), ибо она представляет собой полное отречение от И. и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ.

Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его «истиной» (Рим 1:18), «истиной Христовой» (2Кор 11:10), «словом истины» (2Кор 6:7; Еф 1:13; Кол 1:5; 2Тим 2:15), «истиной Евангельской» (Гал 2:14), «всякой истиной» (Ин 16:13). Слово Божье есть И. Мысль о том, что Евангелие является И. во всей полноте, закреплена, кр. того, в след. выражениях: «покориться истине» (Гал 5:7); «верить истине» (2Фес 2:12); «через веру истине» (ст. 13); «ходить в истине» (2Ин 4; 3Ин 3 и след.); «препоясать чресла истиною» (Еф 6:14); «освяти их истиною Твоею» (Ин 17:17). Из этого следует, что И. в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости (Еф 4:24 и след.). Поэтому противоположностью И. является «неправда» (1Кор 13:6; ср. Рим 1:18), кто упорствует в неправде, тот не покоряется И. (Рим 2:8), соотв. в Иак 5:19 говорится об уклонении от И., а в 2Тим 3:8 о том, что люди противятся И. Божья И. проявляется только там, где есть люди «от истины» (Ин 18:37), т.е. там, где человек добровольно открывается И. и признает ее. Т.о., «познать истину» (1Тим 4:3; Тит 1:1) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей (Ин 3:21; 2Тим 2:25 и след.). Живущий в грехе не может прийти к познанию И., даже если он «всегда учится» (2Тим 3:6-8). Даже тот, кто воспринял И. веры как дар Божий, должен «ходить в истине» (Гал 2:5; 3Ин 3), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель (Евр 10:26). Но утвердившийся в И. Евангелия познает, что И. становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки И. (2Кор 13:8), и она приносит праведность и святость (Ин 17:17; Еф 4:23 и след.), делает человека свободным (Ин 8:32) и честным в послушании И., а в результате этого — способным к нелицемерному братолюбию (1Пет 1:22; ср. 2Ин 1; 3Ин 1). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь «в истине» (3Ин 4; ср. Гал 2:14; 2Пет 2:2), к-рая освобождает верующего от всякой показной праведности (1Ин 2:21; 3:18) и наделяет его способностью поклоняться Богу (Ин 4:23 и след.) и служить (Еф 6:14) в Церкви, к-рая есть утверждение И. (1Тим 3:15).

V. ИСТИНА — ПРАВДИВОСТЬ.

Наряду с истолкованием центр. библ. понятия И. как И. Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. И. означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах (Ин 8:17; 1Кор 5:8; 2Кор 7:14), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действит-сти (Руфь 3:12; 4Цар 19:17; Притч 8:7; Мк 5:33; Рим 9:1; Еф 4:25; Тит 1:13).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИСТИНА — ИСТИНА – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно-теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны... Новая философская энциклопедия
  2. истина — -ы, ж. 1. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда. [Самозванец:] Нет, полно мне притворствовать! скажу Всю истину; так знай же: твой Димитрий Давно погиб. Пушкин, Борис Годунов. — Ну, будьте же откровенны, Нина ---. Малый академический словарь
  3. ИСТИНА — ИСТИНА — англ. truth; нем. Wahrheit. 1. Соответствие, адекватность познания действительности. 2.По В. И. Ленину — отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими... Социологический словарь
  4. истина — И́стин/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Истина — Верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Большая советская энциклопедия
  6. истина — орф. истина, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. истина — Во истину (церк.- книжн., ритор.) — действительно, в самом деле, истинно. ► Во истину прекрасный человек. Фразеологический словарь Волковой
  8. истина — • абсолютная ~ • неопровержимая ~ • неоспоримая ~ • непререкаемая ~ • совершенная ~ Словарь русской идиоматики
  9. истина — ИСТИНА — категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно-теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. истина — Правда, аксиома Истина азбучная, голая, горькая, непреложная, непререкаемая, святая Говорит правду, режет правду-матку, истина глаголет его устами Это принято за аксиому Выбрил ему всю правду-матку в глаза прот. != ложь см. >> быль см. Словарь синонимов Абрамова
  11. истина — истина , -ы Орфографический словарь. Одно Н или два?
  12. истина — ’истина — в Ветхом Завете определяется как путь Господа (Пс.24:10), дело рук Его (Пс.110:7), заповедь, откровение и закон Его (Пс.118:86 ,138,142) и сосредотачивается она в Самом Господе Боге (Иер.10:10). Библейский словарь Вихлянцева
  13. истина — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? истины, чему? истине, (вижу) что? истину, чем? истиной, о чём? об истине; мн. что? истины, (нет) чего? истин, чему? истинам, (вижу) что? истины, чем? истинами, о чём? об истинах... Толковый словарь Дмитриева
  14. истина — Общеслав. Суф. производное от истъ «истинный, настоящий». См. истый. Этимологический словарь Шанского
  15. истина — Об общеизвестной истине, не вызывающей спора, сомнений. Азбучная, банальная, безусловная, бессмертная, бесспорная, великая, вечная, высокая, грошовая, дешевая, житейская, затасканная (разг. Словарь эпитетов русского языка
  16. истина — ПРАВДА — ЛОЖЬ Правдивый — лживый (см.) правдиво — лживо правдивость — лживость (см.) [Сатин:] Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека. М. Горький. На дне. Словарь антонимов русского языка
  17. истина — • Бессмертная (Надсон). • Непреложная (Писемский). • Немая (Полонский). • Святая (Курочкин, Надсон, Салтыков-Щедрин). • Священная (Пушкин). Словарь литературных эпитетов
  18. истина — ИСТИНА -ы; ж. 1. То, что соответствует действительности; правда. Сказать истину. Его слова близки к истине. Познать истину. Горькая и. (неприятное, но справедливое замечание, суждение и т.п.). Святая и. (нерушимая, незыблемая правда). Толковый словарь Кузнецова
  19. истина — ИСТИНА ж. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?... Толковый словарь Даля
  20. истина — ’ИСТИНА, истины, ·жен. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (·книж. ). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. Толковый словарь Ушакова
  21. истина — истина I ж. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. Толковый словарь Ефремовой
  22. ИСТИНА — ИСТИНА — соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания... Большой энциклопедический словарь
  23. истина — и́стина укр. íстина, др.-русск., ст.-слав. истина άλήθεια, ἀκρίβεια (Супр.), болг. и́стина, сербохорв. и̏стина, словен. ȋstina, чеш. jistinа "истина", др.-польск. iścina "истина, капитал, наличные деньги". От и́стый. Этимологический словарь Макса Фасмера
  24. ИСТИНА — ИСТИНА — универсалия культуры субъект-объектного ряда (см.: УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны... Новейший философский словарь
  25. истина — ИСТИНА, ы, ж. 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. Толковый словарь Ожегова