Ирод

Ирод (Великий) (греч. «потомок героя»), второй сын идумея, прокуратора Иудеи, Антипатра и его жены-аравитянки Кипры. И. лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греч. культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был эллинистом. И. был ловким дипломатом и хорошим оратором. Он обладал мужеством, находчивостью и силой воли и вместе с тем был чрезмерно честолюбив и коварен. В своем стремлении к власти И. не гнушался никакими средствами. Сотни людей, и среди них его ближайшие родственники, пали жертвой его вероломства и болезненной подозрительности, особ. усилившейся в нем к концу жизни. Антипатр еще при жизни приобщил сыновей к управлению страной: старший, Фасаил, управлял Иерусалимом, а 15-летний И. стал прокуратором Галилеи. С самого начала И. был убежденным сторонником рим. власти. Он безжалостно боролся с действовавшими на границе с Сирией разбойниками, среди к-рых, вероятно, были и уцелевшие участники антирим. восстания. Борьба закончилась казнью разбойников. В результате 25-летний прокуратор заслужил благодарность рим. наместника в Сирии. Иерусалимский синедрион усмотрел в казни нарушение своих судебных полномочий; Ирод, приглашенный в синедрион в качестве ответчика, повел себя столь напористо, что его предпочли оставить в покое. После гибели Антипатра (43 г. до Р. Х.) Марк Антоний, к-рому подчинялась вост. часть Римской им-перии, утвердил его сыновей в правах правителей Палестины, возведя их в тетрархи. Но в одной из битв с хасмонеем Антигоном, последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фасаил попал в плен, где затем совершил самоубийство. И. вынужден был бежать. Он вернулся после того, как римский сенат, по настоянию Антония, назначил его царем Иудеи. После трехлетней борьбы Иерусалим был завоеван, и в 37 г. до Р. Х. И. стал полномочным царем. Когда в 31 г. до Р. Х. Антоний в морской битве при Акциуме был разбит Октавианом (ставшим впоследствии имп. Августом), И. отправился к победителю на о-в Родос. Проникновенной речью он завоевал доверие нового властелина, к-рый значительно расширил его владения. Лишь однажды, самовольно начав войну с арабами, И. впал в немилость у Августа, впрочем, ненадолго. Неудивительно, что многие сооружения, возводившиеся по приказу Ирода, были посвящены императору и его культу. Самария, застроенная великолепными зданиями, была украшена храмом Августа и переименована в Себасту (от греч. себастос, обознач. императорский титул). Построенный за 12 лет новый порт на Средиземном море получил название Кесария. Здесь тоже был воздвигнут храм Августа. Богатые дары, обычно приуроченные к дням чествования императора, посылались в иноземные города на возведение помпезных обществ. зданий; но все же самые великолепные сооружения украсили столицу Ирода — Иерусалим. Он построил на храмовой горе крепость, к-рая еще при жизни Марка Антония была названа Антонией. В сев.-зап. части города И. возвел укрепленный дворец и разбил перед ним великолепный сад. Три мощные башни дворца выстояли даже при разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. Х. (см. Деян 23:35) . В сев. части города И. создал новый пригород, построив здесь театр и цирк. Однако игры по рим. образцу, к-рые проводились здесь в честь кесаря раз в 4 года, вызвали резкое осуждение со стороны благочестивых иудеев. Позже, в 21/20 гг. до Р. Х., после широкомасштабной подготовки И. приступил к перестройке и расширению храма, отделывая его с неслых. великолепием. Здание храма было перестроено за полтора года; на обустройство дворов и строит-во обрамленных колоннами галерей понадобилось еще 8 лет. Но строит-во и отделочные работы храмового комплекса продолжались и в последующие годы, так что иудеи по праву могли утверждать, что храм строился 46 лет (Ин 2:20). Последние работы в храме были закончены всего за несколько лет до его разрушения. Едва придя к власти, И. начал устранять своих противников и возможных соперников. Первыми погибли 45 приверженцев Антигона, а затем — все оставшиеся в живых Маккавеи, к-рые вначале сотрудничали с И. Он умертвил свою жену Мариамну, затем и своих сыновей от Мариамны, см. Александра и см. Аристовула (7 г. до Р. Х.). Интриги в собств. весьма обширном семействе — И. одну за другой взял десять жен — усиливали болезненную подозрительность царя. В последние годы своего правления И. преднамеренно оскорблял религ. чувства иудеев. Напр., он распорядился поместить над фронтоном храма изображение орла. Последние годы правления И. отмечены особой жестокостью. Всего за пять дней до смерти И. приказал казнить своего старшего сына Антипатра (4 г. до Р. Х.). На конец царствования И. приходится рождение Иисуса (см. Лк 1:5; см. Время, V,1) и избиение младенцев в Вифлееме (Мф 2:16-18). И. умер в возрасте 70 лет (4 г. до Р. Х.), процарствовав 33 года. Его сыновья см. Архелай, см. Ирод Антипа и их сводный брат см. Филипп должны были по завещанию И. разделить царство между собой, и имп. Август в основном одобрил это распоряжение. Титул «Великий», к-рый историки присвоили И. после его смерти, был обусловлен ловкостью И.-политика, грандиозными свершениями И.-строителя, а также роскошью двора И.-правителя. Титул «Великий» главным образом отличает И. от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравств. оценки этого правителя — порочного, коварного и жестокого.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ирод — -а, м. прост. бран. Мучитель, изверг. — Богатому небось поставил бы банки, а для бедного человека и одной пиявки пожалел. Ироды! Чехов, Скрипка Ротшильда. — Няня, где Жучка? — спрашивает Тема. Малый академический словарь
  2. ирод — И́род/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Ирод — (презр.) изверг, мучитель, злодей; по имени царя Ирода. Ирод I Великий (ок. 73 до н. э. – 4 до н. э.) царь Иудеи с 40 г. до н. э. (фактически с 37 г. до н. э.). Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  4. Ирод — ’Ирод — а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) — Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по-РХ. В 47 ·г. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Ирод — орф. Ирод, -а (царь Иудеи, библ.) и ирод, -а (злодей, изверг, бран.) Орфографический словарь Лопатина
  6. ирод — ИРОД -а; м. Презрит. Мучитель, изверг. Прямо и., а не человек. ● По имени царя Иудеи Ирода, изображённого в Евангелии очень жестоким. ◁ Иродов, -а, -о. И-а душа. Толковый словарь Кузнецова
  7. ирод — ИРОД, а, м. (прост. презр.). Изверг, мучитель [по имени жестокого древнеиудейского царя]. Толковый словарь Ожегова
  8. ирод — ’ИРОД, ирода, ·муж. (·прост., ·бран. ). Мучитель, изверг (·чаще в обращении). И как я за тебя, ирода, замуж пошла? (От имени царя Иудеи Ирода, изображаемого в евангелии жестоким.) Толковый словарь Ушакова
  9. ирод — 1. ирод м. 1. простореч. Изверг, мучитель, злодей. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. 2. Ирод м. Мнительный, жестокий и властолюбивый царь Иудеи, уничтожавший всех... Толковый словарь Ефремовой
  10. ирод — и́род "безбожник, скупец", диал. (Преобр.), блр. iрод "черт". От библ. имени собств. греч. ΏΗρώδης; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69. Этимологический словарь Макса Фасмера