Иосафат

Иосафат (евр. Йошафат, «Яхве рассудил»):

1) мифниянин, один из храбрых у Давида (1Пар 11:43);

2) сын Ахилуда, дееписатель при царях Давиде и Соломоне (2Цар 8:16; 20:24; 3Цар 4:3);

3) священник, живший во времена Давида (1Пар 15:24);

4) сын Паруаха, приставник Соломона в уделе Иссахара (3Цар 4:17);

5) сын и преемник иуд. царя Асы. Во время болезни отца 35-летний И. стал его соправителем, а в 868-847 гг. до Р. Х. он царствовал единолично (3Цар 15:24; 22:1-51; 4Цар 3; 2Пар 17:1 — 21:1). В Свящ. Писании о нем говорится с одобрением: он поступал подобно своему отцу Асе, и дела его были благочестивы. И. уничтожил языч. святилища на высотах и изображения Ашеры (см. Дубрава), а также изгнал блудников, служивших богине плодородия (3Цар 22:43,46; 2Пар 17:6). Но И. не отменил почитание Господа на высотах (3Цар 22:43; ср. 2Пар 33:17). В отличие от Асы он стремился к миру и дружбе с царством десяти колен — Израилем. И. породнился с израил. цар. домом — его сын Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели, — что после его смерти стало причиной многих несчастий Иудеи. И. принял участие в походе Ахава на Рамоф Галаадский, во время к-рого Ахав погиб, а сам И. подвергся смертельной опасности. После его возвращения в Иерусалим прозорливец Ииуй, сын Анании, обличил его за помощь, к-рую он оказал нечестивому Ахаву (2Пар 19:1-3). Во время его царствования Эдом находился под властью Иудеи (3Цар 22:47). Вместе с Охозией, сыном Ахава, И. собирался совершить морское плавание, к-рое, однако, не состоялось (ст. 49; 2Пар 20:35-37). Вместе с см. Иорамом (4), братом и преемником Охозии, и с царем Эдома (вероятно, иуд. наместником) он выступил против Моава. Благодаря И. (4Цар 3:14), к-рый и в других случаях обращался за советом к пророкам (3Цар 22:5,7), цари получили помощь от Елисея. Возм., в качестве возмездия за участие И. в нападении на Моав в Иудею вторглись моавитяне, аммонитяне и маонитяне. Но в ответ на молитву И. и на хвалу левитов, вышедших перед войском, Господь посеял ссору во враж. войске, в результате чего враги перебили друг друга. Иудея без сражения праздновала победу и захватила богатую добычу. После этого место сражения стали называть долиной Благословения. С тех пор в царстве И. установились мир и покой (2Пар 20:1-30). Помимо уже названных мер, принятых И. против идолослужения, он посылал князей и священников учить народ Закону Божьему (2Пар 17:7-9). Кр. того, И. внес поправки в судопроизводство, указав судьям на то, что они вершат не человеч. суд, а суд Господа (2Пар 19:5-11). Преемником И. стал его сын Иорам (5), к-рого он в 852 г. до Р. Х. сделал своим соправителем;

6) сын Намесси, отец израил. царя Ииуя (4Цар 9:2,14);

7) в долине И., или долине суда (Иоил 3:2,12 и след.), находящейся, вероятно, возле Иерусалима (ст. 16), Господь будет вершить суд над народами. Видимо, Иоиль выбрал подобное название, руководствуясь значением имени И. — «Яхве рассудил»; о существовании в ветхо-заветное время места с таким названием ничего не известно. Позднее иуд. и христ. предания отождествили долину И. с долиной см. Кедрона.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иосафат — (Господь есть Судия) имя нескольких лиц: 3 Цар 15:24, Мф 1:8 — сын Асы, благочестивый царь иудейский. Его царствование, продолжавшееся 25 лет, несмотря на некоторые погрешности и заблуждения, было счастливо и замечательно победами. Свящ. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. Иосафат — Иосаф’ат (Иегова судит) — а) (2Цар.8:16 ; 2Цар.20:24 ; 3Цар.4:3 ; 1Пар.18:15) — сын (потомок) Ахилуда, дееписатель (летописец) при Давиде и Соломоне; б) (3Цар. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Иосафат — орф. Иосафат, муж. имя (Иосафатович, Иосафатовна) Орфографический словарь Лопатина
  4. Иосафат — А, муж. Стар. редк. Отч.: Иосафатович, Иосафатовна. Производные: Фатя. Происхождение: (Др.-евр. имя Iosafat и Iehosafat — Яхве (бог) судил) Словарь личных имен
  5. Иосафат — См. Варлаам и Иоасаф. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона