Иисус Навин

Иисус Навин (евр. Йехошуа Бин-Нун):

1) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени — Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И. Н., к-рый был еще юношей (Исх 33:11), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх 17:8-16). В ст. 14 рассказывается о том, что И. Н. должен будет сделать в будущем. В Исх 24:13 сказано, что И. Н. с юных лет был служителем Моисея (Чис 11:28). Он находился на нек-ром удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Исх 32:17). Позднее И. Н. стал служителем при скинии (Исх 33:11). В Чис 11:28 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. И. Н. был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис 13:9). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев, а затем и И. Н. опровергли это мнение, за что народ, к-рому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Чис 14:1,6-10). Поэтому из всех израильтян, к-рым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и И. Н. Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Чис 26:65), живы были Моисей, Халев и И. Н. Теперь Господь называет И. Н. преемником Моисея, к-рый удостоверяет это возложением рук (см. Возложение рук) на И. Н. (Чис 27:16-23; ср. Втор 3:28; 31:7,8,23). Уже в Чис 34:17 говорится о том, что Господь поставил И. Н. вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались И. Н. как его преемнику (Втор 34:9);

2) см. Книга Иисуса Навина повествует о деяниях И. Н. в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает И. Н. готовиться к переходу через Иордан и дает ему соотв. указания (Нав 1). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Нав 3). По наставлению Господа И. Н. повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из к-рых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Нав 4);

3) при завоевании Ханаана И. Н. проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Нав 5:13 — 6:26; Евр 11:30). Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисл. жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Нав 7; 8). Сам И. Н. несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварит. об этом Господа (Нав 9). Победив в битве при Гаваоне (Нав 10), во время к-рой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна (ст. 12-14), израильтяне завоевали юж. часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Нав 11). Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны — многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном И. Н., многие тер. выделялись только в будущее владение (Нав 13:1-7). И в этой ситуации И. Н. проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследств. владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Нав 19:49,50);

4) в конце жизни И. Н. собрал колена Израиля в Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему «постановления и закон». Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидет-во заключ. завета положил большой камень под дуб, к-рый рос возле святилища Господня. И. Н. умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Нав 24).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИИСУС НАВИН — Согласно библейским легендам (Книга И. Н.), вождь кочевых евр. племен, к-рые в 13 в. до н. э. завоевали большинство хананейских гос-в в Палестине. ===== Лит.: Дьяконов И. М., Амореи..., "ВДИ", 1939, No 4 (9); Rowley H. Н., From Joseph to Joshua..., L., 1950. Советская историческая энциклопедия
  2. ИИСУС НАВИН — (еврейск. jehošua, «бог [[Яхве]]-помощь», предполагается тождество имени Иисус с именем Jašuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль-Амарны 14 в. до н. Мифологическая энциклопедия
  3. Иисус Навин — Согласно библейским преданиям, слуга и сподвижник Моисея (См. Моисей). Книга И. Н. является шестой в каноне Ветхого завета и многими исследователями по стилистическим признакам объединяется с предшествующими пятью книгами в Шестикнижие. Большая советская энциклопедия
  4. Иисус Навин — Иисус Навин (евр. Иегошуа — «Бог [Яхве] — помощь», эллинизированное Иисус — «спаситель»), согласно библейскому преданию, помощник и преемник Моисея. Большая биографическая энциклопедия
  5. ИИСУС НАВИН — ИИСУС НАВИН — в Библии слуга и сподвижник Моисея. Большой энциклопедический словарь