Израиль

Израиль (евр. Йисраэл).

I.

В Быт 32:28 (ср. Ос 12:4) знач. имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле (Быт 32:24 и след.). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми (Быт 46:8; Исх 1:1). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» (Втор 4:44), «дом Израилев» (Исх 16:31) или просто «израильтяне» (Исх 9:7), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее — вплоть до раздела царства.

II.

После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении упот-реблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар 2:9. После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства (Ис 41:14; Иер 10:1); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена (Езд 9:1; 10:5; Неем 9:1 и след.; 11:3). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом «иудеи» (см. Иудеи, иудаизм) (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа (Рим 9:6).

III.

Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт 12:3, где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, к-рый Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19:5 и след. Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был изра-ильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, к-рый продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

IV.

И. — народ особого Божьего откровения. Другие народы превзошли И. в культуре и искусстве. Так, финикийцы были лучшими в зодчестве, римляне — в управлении государством, греки — во всех областях культуры. Миссия же И. состоит в том, что этот народ — и только он — был народом Слова Божьего.

V.

Об историч. развитии народа И. см. статьи о его царях, пророках и т.д., а также статью «Война» и хронологические таблицы. В данном разделе дается лишь краткое описание основных периодов истории И:

1) ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ ДО ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА: порабощение израильтян фараонами, призвание Моисея, казни Египетские и переход через Чермное море;

2) ОТ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДО ЗАВОЕВАНИЯ ХАНААНА: заключение завета на горе Синай, 40 лет странствования по пустыне, завоевание вост. берега Иордана при Моисее и зап. — при Иисусе Навине, а также распределение земли обетованной между 12 коленами;

3) ВРЕМЯ СУДЕЙ — ОТ ГОФОНИИЛА ДО САМУИЛА — отмечено ослаблением связей между израил. коленами и распространением идолопоклонства. В это искушение израильтян ввели хананеи: несмотря на повеление Господа, они не были полностью изгнаны из земли обетованной. Бог вновь и вновь избавляет израильтян от чужеземного господства, ставя над ними судей (см. Судьи);

4) ЕДИНОЕ ЦАРСТВО ПРИ САУЛЕ, ДАВИДЕ И СОЛОМОНЕ. Самуил уступил желанию народа иметь царя, хотя это означало отказ от Бога как от Верховного Властителя. Саул не справился с возложенной на него обязанностью быть ответственным за свой народ пред Господом. Давид же был человеком, угодным Богу, и поэтому именно он получил обетование о Мессии. При Давиде и Соломоне И. пережил период своего наивысшего расцвета, но противоречия между коленами Иуды и Ефрема стали преддверием тех трагич. событий, к-рые привели к закату царства. Иерусалим становится политич. и религ. столицей И., что имело большое значение для будущего страны;

5) ДВА ЦАРСТВА — ИЗРАИЛЬСКОЕ И ИУДЕЙСКОЕ. Более крупное Северное царство, образованное десятью коленами, оказалось менее сильным, поскольку здесь была утрачена связь с храмовым богослужением. В качестве его замены Иеровоам ввел поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане. Множество царей сменяли друг друга на престоле, причем часто это происходило в результате заговоров и убийств. Идолопоклонство в И. особенно распространилось во времена Ахава. Переменчивые надежды на Ассирию, Египет и Дамаск оказались трагическими политич. просчетами. Примечат., что Израильское царство достигло наивысшего расцвета — незадолго до своего падения и ассир. плена (722 г. до Р. Х.) — при Иеровоаме II. В 4Цар 17:7-23 указаны основные причины этого падения. Преимущество же Иудейского царства заключалось в том, что Иерусалимский храм оставался средоточием его духовной жизни, а богобоязненные правители обеспечивали стабильность цар. дома Давида. Бог пощадил Иудейское царство, дабы исполнилось обетование, данное Давиду и его потомкам. Но Божий суд исполнился, когда безбожие, перекинувшееся после гибели Северного царства на Южное, широко распространилось и здесь. Иудейское царство оказалось причастным к уничтожению И. (см. Аса см. Ахаз). Пророки обоих царств тщетно призывали народ обратиться к Богу;

6) ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО в 722-587 гг. до Р. Х. Реформы Езекии и Иосии не смогли остановить религ.-нравств. падения народа, предшествовавшего политич. падению Иудейского царства. Манассия, Амон, Иоаким и Седекия служили чуждым богам. Идолопоклонство Манассии привело к разрушению Навуходоносором Иерусалима и храма. Пророки Господа оказались правы, возвещая Божий суд, лжепророки были посрамлены;

7) ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (587-538 гг. до Р. Х.), из к-рого в Иудею и Иерусалим возвратилась лишь часть народа;

8) ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА РИМЛЯНАМИ (538 г. до Р. Х. — 70 г. по Р. Х.). В начале этого периода Палестина находилась под властью персов, сменившейся затем властью Александра Македонского. После смерти этого завоевателя Палестина стала предметом спора между двумя династиями — сир. Селевкидов и егип. Птолемеев. В результате восстания против сир. царя Антиоха IV Эпифана образовалось иуд. царство Маккавеев, или Хасмонеев, самостоятсти к-рого положил конец рим. полководец Помпей в 63 г. до Р. Х. С этого времени начинается эпоха рим. господства в Палестине. Этот период стал временем прихода на землю Иисуса. Однако евр. народ, очистившийся в плену от идолопоклонства, но оказавшийся в плену у буквы Закона, не признал Христа Божьим Мессией. Два восстания против рим. господства привели к полной утрате гос. самостоят-сти иудеев. см. Иудеи, иудаизм.

VI.

После того как Иудейское гос-во прекратило свое существование, вокруг И. часто возникали споры о его предназначении в свящ. истории и его отношении к христ. Церкви. Этот вопрос обсуждался и во времена НЗ, но особую остроту он приобрел в XX в. в связи с возрождением Израильского гос-ва и возникшими в связи с этим политич. проблемами. Основополагающим при этом является тезис, изложенный в Лк 21:24: власть народов над Иерусалимом определена установленными для них сроками. Говоря об избрании И., ап. Павел пишет: »... Дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11:29). У И. есть предназначение для будущего. Чтобы смирить гордость христиан из язычников, Павел открывает тайну: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» (Рим 11:25 и след.). Будущее И. среди народов земли связано с его всеобщим обращением ко Христу. см. Царство Божие.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЗРАИЛЬ — (Israel), Государство Израиль — гос-во на Ближнем Востоке. Образовано на части тер. Палестины в 1948 по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Брит, почта в Палестине прекратила свою деятельность в апр. 1948. Филателистический словарь
  2. ИЗРАИЛЬ — ИЗРАИЛЬ (Israel, Israhel) из Сен-Максимина (ок. 900, Бретань – ок. 970) – грамматик, логик, богослов, поэт. Учился в Риме. До 939 жил в Англии, где сохранились сделанные им подборки греческих текстов, с 940 – в Трире, где был наставником Бруно (925... Новая философская энциклопедия
  3. Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947... Топонимический словарь
  4. Израиль — (иврит Yisrael, арабское Isra’il, английское Israel), Государство Израиль, гос-во на Ближнем Востоке, на побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. в результате раздела британской мандатной территории Палестина на еврейское и арабское гос-ва. Словарь географических названий
  5. ИЗРАИЛЬ — Государство Израиль (Мединат Исраэль), — гос-во, расположенное в зап. части Азии, на побережье Средиземного м. На С. граничит с Ливаном, на С.-В. — с Сирией, на В. — с Иорданией, на Ю.-З. — с ОАР. Фактически занимаемая терр. 20,7 тыс. км 2. Нас. (на кон. Советская историческая энциклопедия
  6. ИЗРАИЛЬ — (еврейск. ji'œrâ'çl, от семитского имени, известного как личное имя в форме jsril в текстах второй половины 2-го тыс. до н. э. из Угарита и в форме Is-ra-il в ханаанейских текстах середины 3-го тыс. до н. Мифологическая энциклопедия
  7. Израиль — I Изра́иль Исраэль, в библейской мифологии второе имя Иакова. II Изра́иль Государство Израиль. I. Общие сведения И. — государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго-восточном побережье Средиземного моря. Граничит... Большая советская энциклопедия
  8. Израиль — (Исраэль) I. Имя праотца Яакова*. II. Еврей, не являющийся ни потомком левитов*, ни потомком Когенов* (по мужской линии). III. Название государства десяти еврейских колен*, отделившегося после смерти царя Соломона от его царства. IV. Энциклопедия иудаизма
  9. ИЗРАИЛЬ — (Государство Израиль) государство на Ближнем Востоке в западной части Азии. Образовано 14 мая 1948 г. на территории Палестины (бывшая подмандатная территория под управлением Великобритании) согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947... Словарь по конституционному праву
  10. Израиль — (Богоборец; Быт 32:28) — имя данное Иакову, когда он боролся с Богом в лице ангела Божия. «И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. Израиль — (Israel) См. Иерусалим6, Шестидневная война, Синайский полуостров. Энциклопедия битв мировой истории
  12. Израиль — Изр’аиль (герой Божий, князь или Богоборец) — имя, данное Богом Иакову, патриарху еврейского народа, после того, как он в Пенуэле боролся с Ангелом Божиим (Быт. Библейский словарь Вихлянцева
  13. Израиль — Государство Израиль, государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря, на части территории Палестины. Архитектура Израиля развивается в русле современных международных направлений (концертный зал... Художественная энциклопедия
  14. Израиль — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Израилевич, Израилевна. Производные: Изя; Рая. Происхождение: (Др.-евр. имя Iis’ra’el — бог властвует.) Словарь личных имен
  15. израиль — [И прописное], Израиля, мн. нет, м. [др.-евр. Israel – прозвище Иакова, букв. боролся с богом] (церк., истор.). В библии – еврейский народ. Большой словарь иностранных слов
  16. израиль — (Евр.) Восточные каббалисты производят это слово от Изарала или Азара, Бога-Солнца. "Изра-ил" означает "борющийся с богом"; "солнце, поднявшееся над Иаковом-Израилем" означает Солнце — бога Изарала (или Изар-ила), борющегося с материей... Теософский словарь
  17. Израиль — Израиль (Яков Иванович Лукин) — архимандрит, сын священника Малоархангельского уезда; в 1825 г. — магистр Киевской духовной академии; с 1858 г. — ректор Киевской академии, с 1859 — епископ винницкий; умер в 1864 г. в Шаргородском монастыре. Большая биографическая энциклопедия
  18. Израиль — Изра́иль имя собств., прозвище Иакова, также этноним, др.-русск., ст.-слав. Из(д)раиль из греч. 'Ισραήλ. Др.-русск. израильтяне (Пересветов и др.), ст.-слав. израилитѣне (Супр.) преобразовано из греч. ᾽Ισραηλῖται. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. ИЗРАИЛЬ — ИЗРАИЛЬ (Исраэль) — в Библии второе имя Иакова. ИЗРАИЛЬ — (Государство Израиль) — государство в Зап. Азии, на побережье Средиземного м. 20,8 тыс. км2. Население 5,5 млн. человек (1993); евреи (82%) — палестинские арабы и др. (18%). Большой энциклопедический словарь
  20. Израиль — (И прописное), Израиля, мн. нет, ·муж. (·др.-евр. Israel — прозвище Иакова, ·букв. боролся с богом) (церк., ·ист. ). В библии — еврейский народ. Толковый словарь Ушакова
  21. Израиль — Еврейское имя ("борец с Богом"). Оно дано было Иакову после таинственной борьбы его ночью с Богом (Быт. XXXII, 28). После этого события к нему безразлично прилагаются имена Иаков... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона