Еврей

I.

В Быт 10:21 сын Ноя Сим назван отцом «всех сынов Евера», своего потомка в третьем поколении. Согл. библ. родословиям (Быт 11:10-26; 1Пар 1:19-27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от к-рого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е. (Быт 14:13). Помня о том, что Е. Авраам — один из «сынов Еверовых», отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово «еврей» может обозначать и того, кто «перешел», «преступил», кто «происходит с той стороны (Евфрата)», что также совпадает с данными о личности Авраама (см. Нав 24:2 и след.). В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, т.е. Е. (Быт 39:14,17; 41:12; 43:32), сам Иосиф называет свою родину «землей Евреев» (Быт 40:15). Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения. Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие «еврей».

II.

Со временем слово «еврей» приобрело более конкретное значение. Им стали называть исключит. израильтян — для противопоставления их другим народам и людям неизраил. происхождения. Египтяне их также называли Е. (Исх 1:15 и след.,19; 2:6 и след.,11,13). Моисей подчеркнуто говорит фараону о «Боге Евреев» (Исх 3:18; 5:3 и др.). Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян Е. (1Цар 4:6,9; 14:11; 29:3 и др.). Когда корабельщики спросили пр. Иону, из какого он народа, он ответил им: «Я — еврей» (Иона 1:8 и след.). После плена, рассеяния и слияния идумеев с иудеями людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое евр. происхождение. Именно в это время ап. Павел говорит о себе, что он Е. (2Кор 11:22; Флп 3:5), подчеркивая тем самым свое еврейское происхождение.

III.

В ВЗ слово «Е.» употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иуд. рабов, или при особых обстоят-вах (Исх 21:2; Втор 15:12; Иер 34:9,14). Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избр. народу, к-рую он разделял со своим господином (см. Втор 15:15).

IV.

Остается нерешенным вопрос о связи хабиру, к-рые упоминаются в различных аккад. клинописных текстах (в егип. текстах они названы апиру), с библ. евреями. Словом «хабиру» обозначены иностр. наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, т.е. оно указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к.-л. этнич. группе. Заключения, к-рые исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова «Е.» в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов «хабиру» и «еврей» не доказано. Впрочем, одно из сообщений в док-тах архива Телль-Амарны (XV в. до Р. Х.) дает нек-рые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, к-рые там упомянуты. В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на к-рый (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином. Фонетич. тождество слов «иври» и «хабиру» спорно, но, однако, присутствие слова «хабиру» во внебибл. источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями. Тем не менее окончат. суждение здесь не вынесено.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. еврей — еврей м. см. евреи 2. Толковый словарь Ефремовой
  2. еврей — Израильтянин, иудей; иудеянин; жид (бранн.); еврейка, евреянка, жидовка Сыны израилевы «Когда вы будете повивать у евреянок, то наблюдайте при родах… еврейские женщины не так, как египетские» Исх. 1, 16, 19 Словарь синонимов Абрамова
  3. еврей — Евр’ей — всякий потомок Авраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт.14:13). Слово еврей происходит либо от имени Евера (см. Евер,а), либо от гл. «ебер» — «переходить через» (который произошел, ·возм., от слов «из-за реки» — Нав.24:2 -3). Библейский словарь Вихлянцева
  4. еврей — Евре́й/. Морфемно-орфографический словарь
  5. еврей — Это слово заимствовано из старославянского, где евреи восходит к греческому ebraios, восходящему в свою очередь к древнееврейскому ibhri, что означает "с той стороны" – так называли пришедших в Палестину из-за реки Евфрат. Этимологический словарь Крылова
  6. еврей — евре́й через цслав. евреи, ст.-слав. евреискъ (Мар., Зогр. и т. д.). Из греч. ἑβραῖος; см. Mi. LP 1149; Преобр. I, 211. Этимологический словарь Макса Фасмера