День очищения

День очищения (евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур — буквально: «день покрытия (грехов)»).

I.

Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябрь-октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (см. Покаяние, каяться) и отдыха от работы (Лев 16:29,31; 23:27-32; Чис 29:7), в к-рый см. Первосвященник совершал перед Господом полное очищение (см. Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Лев 16:17,30,33,34; 23:28). Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16:2 и след.; Евр 9:7). (О «жертве за грех, приносимой в день очищения», Чис 29:11; ср. Лев 16 см. Жертва, III и см. Азазель; кр. того, в Д. О. совершались и иные жертвоприношения, Чис 29:7-11). Особое значение Д. О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (см. Субботний год) он открывал собой см. Юбилейный год.

II:

1) Д. О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16:1 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, к-рую Бог не велел им приносить (Лев 10:1 и след.). Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян 27:9), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д. О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д. О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;

2) нек-рые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д. О. в период после его учреждения как доказат-во того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (см. Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д. О. оказались единств., непосредственно связ. с ковчегом завета (см. Ковчег завета), к-рого после плена уже не было.

III.

Д. О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося «однажды в год» (Евр 9:7,25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, к-рый сам нуждался в очищении (Евр 7:27), теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (Евр 9:12,26,28; 10:12,14,18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр 7:26,28), когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр 9:24; ср. 7:25).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. День очищения — (Лев 16:2-34, 23:26-32) — 10-й день седьмого месяца (по нашему счислению 10 сент., соединявшийся у Евреев с постом и сокрушением о грехах. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. день очищения — День очищ’ения — девятый (десятый) день (см.) седьмого месяца еврейского священного календаря, в который по закону полагалось очищать народ израильский от всех его грехов и приносить специальные жертвы (·Лев.16; Чис.29:7 -11). Библейский словарь Вихлянцева
  3. День очищения — См. Дни очищения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона