Господь, Господин, Государь

Словами «Господь» и «господин» в Синод, пер. передаются различные евр. и греч. слова:

1) там, где в Синод, пер. употреблено слово «ГОСПОДЬ» (Быт 2:4,9,16; Лев 16:1,8; Иер 33:1 и след.,4 и др.), в тексте оригинала, написанного на евр. языке, стоит имя Бога, читаемое как Яхве (см. Имена Бога). Это имя употребляется исключит. в отношении Самого Бога и встречается в ВЗ более 6 тыс. раз;

2) евр. слово адон = «господин» в значении «собственник и властелин» — это титул, к-рый принадлежит не только Богу как Властелину и Собственнику «всей земли» (Нав 3:11; Мих 4:13 — в Синод, пер. — «владыка»; Зах 4:14; 6:5), но и человеку, напр. царю (3Цар 22:17; 2 Пар 18:16; Иер 22:18; 34:5; в Синод, пер. — «начальник»; «государь»), лицу, у к-рого находятся в услужении (Быт 24:14,18; 39:2,7),супругу (Быт 18:12; Суд 19:26; Пс 44:12; Ам 4:1)и т.д.;

3) в отличие от слова адон, слово адонай = «мой Господь» относится только к Богу как в обращении (Исх 4:10,13 и др.), так и в повествовании (3Цар 22:6 и др.). В местах, подобных Иез 13:9, в евр. тексте обращение к Богу выглядит как «мой Господь»; в Синод, же пер. местоимение «мой» опущено. При чтении Библии иудеи нередко заменяют имя Яхве словом адонай, дабы не согрешить против святого имени Бога и не повторять его слишком часто;

4):

а) греч. слово кюриос = Г., как и евр. адон, в первую очередь обозначает собственника или повелителя. Так, в НЗ встречаются «господин (хозяин) виноградника» (Мф 20:8; Мк 12:9; Лк 20:15), «господин жатвы» (Мф 9:38; Лк 10:2), «господин (хозяин) дома«(Мк 13:35), «господин субботы» (Мф 12:8; Мк 2:28). Кр. того, кюриос — это обращение слуги к своему хозяину (Мф 13:27;Лк 13:8;14:22), к любому высокопостав. лицу (Мф 8:2,6,8; 15:27; Лк 5:12 и др.), а также обращение учеников к учителю (Мф 8:25; 16:22; Лк 9:54; Ин11:12 и др.). У греч. язычников слово кюриос употреблялось в отношении божеств, а также императора или царя, к-рому оказывали божеств, почести (Деян 25:26; в Синод, пер. — «государь»);

б) слово «Господь» как с артиклем (го кюриос. Мф 5:33; Мк 5:19; Деян 7:33; 2 Тим 1:16,18 и др.), так и без артикля (Мф 1:22; 21:9; 27:10; Мк 13:20; Евр 7:21 и др.) обозначает титул или имя Бога. Это нашло подтверждение в Септуагинте, где слова адонай и «Яхве» переданы как кюриос,

в) после воскресения Иисуса Его называют «Господом всех» (Деян 10:36), Г.«над мертвыми и живыми» (Рим 14:8 и след.), перед именем Которого «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2:10 и след.). Первым это исповедание, исповедание Церкви, произносит Фома (Ин 20:28).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me