Гедеон

(евр. Гидон, от араб. «с поврежденной рукой» или «разрушать, разбивать на куски» ), сын Иоаса, потомка Авиезера из колена Манассии, живший в см. Офра (2) (Суд 6:11). Вероятно, Г. жил прим. в XII в. до Р. Х. Он был призван стать судьей в то время, когда Господь наказал израильтян за непослушание, предав их произволу мадианитян на 7 лет. Мадианитяне вместе с амаликитянами и племенами с востока нападали на израил. земли вплоть до Газы, опустошая поля всякий раз, когда они были засеяны, и уводя скот. Тем самым они лишали страну пропитания. Из страха перед мадианитянами израильтяне соорудили себе «ущелия в горах, пещеры и укрепления». Они воззвали к Господу, и Он послал к ним пророка, к-рый обличил их «в отпадении» от Бога. Одноврем. ангел Господень явился Г., к-рый «выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от глаз мадианитян». Ангел призвал его освободить Израиль. Получив от Господа наказ, Г. построил жертвенник и назвал его «Господь — мир». В ту же ночь, по повелению Господа, Г. разрушил жертвенник Ваала и срубил стоявшее рядом с ним свящ. дерево, идол см. Ашера. Жители города потребовали от Иоаса, отца Г., чтобы он выдал им сына для казни. Но Иоас ответил им: если Ваал — действительно бог, «то пусть сам вступится за себя» и «судится» с Г. С тех пор Г. стали называть Иеро-ваалом, что означает«пусть судится Ваал». В евр. тексте 2Цар 11:21 имя Иероваал (евр. Йеруббаал) заменено на Йеруббешет (Йеруббошет); имя бога Ваала заменено на слово бошет («стыд») (см. Иевосфей, см. Мемфивосфей). Для нападения на мадианитян и их союзников, расположившихся лагерем в Изреельской долине, Г. созвал колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима (Суд 6:33-35). Он испросил у Господа знамение и получил его в виде росы на стриженой шерсти (ст. 36-40). С 300 воинами, к-рых он, по Божьему указанию, отобрал из 22 тыс. человек посредством опрецел. испытания, Г. обратил врага в бегство. По призыву Г. ефрем-ляне отрезали беглецам путь к переправе через Иордан и пленили двух мадиамских князей, Орива и Зива: оба князя были затем убиты (Суд 7). Г. с 300 воинами переправился через реку и продолжил преследование врагов. На требование Г. снабдить его войско хлебом жители Сокхофа и Пенуэла ответили отказом (Суд 8:4-9). Г. напал на находившийся в Каркоре лагерь мадиамских царей Зевея и Салмана, разбил их войско, а самих царей взял в плен. На обратном пути он наказал жителей Сокхофа и Пенуэла. Когда выяснилось, что Зевей и Салман убили на Фаворе братьев Г., он умертвил их по закону кровной мести (ст. 18-21). После одержанной победы израильтяне предложили Гедеону цар. власть, но он, зная, что царь Израиля — Господь, отклонил их предложение. Однако он испросил себе по серьге из добычи каждого. Общий вес этих украшений составил 1700 золотых сиклей (ок. 20 кг). Из этого золота Г. сделал см. Ефод (что подразумевается в данном случае под ефодом, неизвестно) и «положил его в своем городе, в Офре». В результате этого весь Израиль,«блудно» ходивший к ефоду, обратился к идолопоклонству. Ефод оказался «сетью Гедеону и всему дому его» (см. Авимелех). Своими великими деяниями в качестве судьи и военач. Г. обеспечил израильтянам мир и покой на 40 лет. Но то обстоят-во, что он косвенно склонил израильтян ко греху, показывает, что институт судей — при всех положит. моментах — имел преходящий характер. После смерти Г. Израиль проявил неблагодарность к его памяти и снова обратился к служению Ваалу. Но победы Г. не были забыты (Пс 82:10,12; Ис 9:4; 10:26). В Евр 11:32 Г. назван в числе великих ветхозаветных мужей веры. Среди судей он был одной из наиб. выдающихся личностей, однако его победы были победами Господа. Г. был погребен в своем родном городе Офре.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГЕДЕОН — Гидеон (др.-евр., букв. — каменотес), — прозвище "судьи", т. е. выборного вождя израильских колен Ефрема (Эфраима) и Манассея (Менаше), 12 в. до н. э. Наст. имя — Иерубаал. Отразил набег воинств. кочевников мидианитян и амалекитян на Палестину. Советская историческая энциклопедия
  2. ГЕДЕОН — Гидеон (евр. gibeõ’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху... Мифологическая энциклопедия
  3. Гедеон — (разрушитель): Суд 6:11 — сын Иоаса из г. Офры, колена Манассиина, 7-й судья Израильский. Он был от природы очень скромный, и когда Ангел Господень предложил ему идти во имя Господне и спасти Израильтян от ига Мадианитян; Гедеон отвечал... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Гедеон — Геде’он (срубающий) (·Суд.6 — 8; Евр.11:32) — сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, призванный Господом спасти народ от нашествий мадианитян. Он был прозван Иероваалом (см.) после того, как смело разрушил капище Ваала у своего отца. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Гедеон — орф. Гедеон, муж. имя (Гедеонович, Гедеоновна) Орфографический словарь Лопатина
  6. Гедеон — А, муж. Стар. редк. Отч.: Гедеонович, Гедеоновна. Производные: Гедя; Геша. Происхождение: (Др.-евр. имя Gid‘ōn — рубака. От gāda‘ — рубить.) Именины: 9 окт. Словарь личных имен
  7. Гедеон — Гедеон пропов. 1815 г., архим. {Венгеров} ♦ Гедеон архим. Ниже-Ломов. монаст. Пенз. епарх. 1911 г. сост. опис. монаст. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  8. Гедеон — Гидеон (евр. gide'on, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. yerubaal, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху... Словарь по культурологии