Гад

Гад («счастье», «счастливая судьба»):

1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13). Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и след.);

2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Чис 1:25; 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Чис 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере — с уделом полуколена Манассии (Чис 32:1-5; Втор 3:12,16 и след.; Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав 21:38 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидет-во их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Нав 22:10-34). На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возм., колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1Пар 5:10,18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2Цар 17:24,27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, к-рые вели цари Ахав и Иорам (3Цар 22:29; 4Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4Цар 10:32 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р. Х. (1Пар 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), из к-рого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);

3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте к-рого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар 24:11-19; 1Пар 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, к-рый находился недалеко от Хеврона;

4) языч. бог счастья, имя к-рого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65:11 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав 15:37). см. Гаддий см. Гаддиил см. Азгад.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гад — • Безлапый (Радимов). • Гнусный (Коринфский). Словарь литературных эпитетов
  2. гад — Древнерусское – гадъ. Старославянское – гадъ (пресмыкающееся, змея, отвратительное существо). Общеславянское – gadъ (пресмыкающееся, змея). В древнерусском языке слово появилось в начале XI... Этимологический словарь Семёнова
  3. гад — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? гада, кому? гаду, (вижу) кого? гада, кем? гадом, о ком? о гаде; мн. кто? гады, (нет) кого? гадов, кому? гадам, (вижу) кого? гадов, кем? гадами, о ком? о гадах... Толковый словарь Дмитриева
  4. гад — I I., род. п. га́да, укр. гад, блр. гад, др.-русск. гадъ, ст.-слав. гадъ ἑρπετόν (Супр.), болг. гад, сербохорв. га̏д, словен. gàd, род. п. gáda, чеш., слвц. had, польск. gad, в.-луж. had, н.-луж. gad. Праслав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. Гад — (счастье, удача) — а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену — обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (см. Библейский словарь Вихлянцева
  6. гад — Общеславянское слово, имеющее соответствия в балтийских и германских языках (литовское geda – "стыд, срам", голландское kwaad – "злой"). Первоначальное значение – "отвратительный". Этимологический словарь Крылова
  7. Гад — Гад, гадить, гадкий. [...] множество лексических ответвлений, отделившихся от основного словарного фонда, остается в разных специальных или стилистически ограниченных сферах словарного состава языка... Историко-этимологический словарь
  8. гад — ГАД, а, м. 1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.). 2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост. презр.). | прил. гадский, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова
  9. гад — См.: 1. гадать 2. гадить Толковый словарь Даля
  10. гад — орф. гад, -а Орфографический словарь Лопатина
  11. ГАД — I Гадде (gd, gd'), в западносемитской мифологии бог счастья и удачи. Имя Г. реконструируется из ханаанейской топонимики и ономастики, находящей параллели в позднейших арамейских и пунических теофорных именах и прямо упоминается в библейском тексте (Ис. Мифологическая энциклопедия
  12. гад — Гад/. Морфемно-орфографический словарь
  13. гад — ГАД, гада, ·муж. 1. Земноводное пресмыкающееся животное (зоол.). 2. перен. Отвратительный, дурной человек (·разг. ·фам. ·бран. ). Такого гада, как он — поискать. Толковый словарь Ушакова
  14. гад — Пресмыкающееся животное и ползающее насекомое. Краткий церковнославянский словарь
  15. гад — гад I м. 1. простореч. Человек, совершивший что-либо отвратительное, мерзкое. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. II м. 1. простореч. Человек, вызывающий отвращение, гадливость. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. III... Толковый словарь Ефремовой
  16. гад — -а, м. 1. обычно мн. ч. (гады, -ов). Земноводное или пресмыкающееся животное. Всяких гадов, особенно змей и жаб, Чоп ненавидел. Паустовский, Колхида. 2. прост. бран. Об отвратительном, мерзком человеке. Малый академический словарь
  17. гад — В соврем. значении — искон. Животное название человека типа змея, осел, баран, гадюка и т. д. Гад «пресмыкающееся» — общеслав., родственно голл. kwaad «дурной, плохой», нем. Kot «грязь», др.-прус. gidan (вин. п.) «срам» и т. д. Первичное значение — «грязный, мерзкий, скверный». Этимологический словарь Шанского
  18. гад — ГАД -а; м. 1. обычно мн.: гады, -ов. Трад.-нар. Земноводное или пресмыкающееся животное. Не любить всяких гадов, особенно змей и жаб. 2. Бранно. Отвратительный, мерзкий человек. Ты что, гад, ребенка обижаешь? ◁ Гадский; Гадёныш (см.). Толковый словарь Кузнецова
  19. ГАД — (Gadh), Хемминг (р. ок. сер. 15 в. — ум. 16. II. 1520) — швед. гос. деятель, епископ. Вместе с регентами Стуре возглавлял в 1501-13 борьбу против попыток дат. королей восстановить свою власть над Швецией. Советская историческая энциклопедия
  20. Гад — (евр. gad, от gadad, «резать», «уделять», «назначать долю»?) 1) в ветхозаветном предании: сын Иакова от Зелфы, служанки Лии, родоначальник-эпоним одного из двенадцати колен израилевых (см. Словарь по культурологии
  21. Гад — (толпа, а по другим, счастье) — имя двух лиц, упоминаемых в Библии: Быт 30:11-13 — седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Умирая, патр. Библейская энциклопедия архим. Никифора