Время

I:

1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, к-рое может обозначать как см. Вечность в значении «бесконечность», так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого Бога (см. Бог) (Быт 21:33; Ис 40:28) и Его свойств (см. Милость, Пс 88:3; 137:8; см. Милосердие, 2Пар 5:13) «вечность» может пониматься только как «бесконечность». Это же относится к Его слову (1Пет 1:25), Его спасению (Ис 45:17) и Его Царству (Пс 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, к-рый, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается «священством по уставу на веки» (Исх 29:9). То же относится и к установлениям культа, к-рые бы-ли лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (Евр 7:11-22; 9:11 и след.);

2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность — два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, к-рые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2Кор 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1Пет 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (2Тим 1:12,14; 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2Кор 12:2,4); тогда они пребывают «в духе» (Откр 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжит-сти, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова;

3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (Мф 2:7,16; Мк 2:19 и след.; 9:21; Лк 1:57; Деян 1:6 и след.), или В., на протяжении к-рого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (Лк 8:27; Ин 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (Мф 24:45; Лк 12:42; 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (Лк 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (Ин 7:6,8; ср. Мф 11:25; 12:1; Лк 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (Мф 26:18). Сатане также отведено свое В. (Лк 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (Мф 16:3; Лк 12:56; 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (Еф 5:16; ср. 2Кор 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. 1Кор 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (Мк 13:33; Лк 21:24; 2Фес 2:6; 1Пет 4:17; 5:6; ср. Еккл 3:1-8; Авв 2:3).

II:

1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (см. Календарь), месяцы, дни (см. День) и см. Часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово «ежегодно» встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (Исх 13:10; 30:10; Втор 15:20; 1Цар 1:3; Зах 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в к-рые Его заповедь прерывает привычную жизнь субботними годами (см. Субботний год) и юбилейным годом (см. Юбилейный год);

2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (см. Летосчисление). Годами измеряется только продолжит-сть перехода через пустыню (см. Переход через пустыню). За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Паралипоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как «всемирно-исторический» момент. Только однажды библ. событие сознательно вводится в мировую историю: рождение Сына Божьего (Лк 2:1) и начало Его служения (Лк 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества;

3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие «час» никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды — как указание длит-сти происходящего (Дан 4:16); в остальном оно замещает понятие «в данный момент», «до данного момента» или «с этого момента». И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (Мк 27:45 и след.; Мк 15:25,33 и след.; Лк 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (Деян 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (Деян 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (Деян 10:3,9,30).

III.

Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в к-ром все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. цели. Бог определяет продолжит-сть жизни (Иов 14:5; Пс 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (4Цар 20:6; Ис 38:5; ср. Мф 6:27). Но Бог определяет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (Пс 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других народов (Быт 15:16; Иер 25:11; Деян 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель (греч. телос) их существования (см. Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим см. Судом (Откр 20:11 и след.) и должны будут дать отчет об использовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию (ст. 15). Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВРЕМЯ — (см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ). Физический энциклопедический словарь
  2. Время — «Время» 1. «ВРЕМЯ» — журнал братьев Достоевских. Издавался с 1861—1863 вкл. Продолжением «В.» является «Эпоха» (см.). Важен для уяснения общественной идеологии Ф. Достоевского, Ап. Григорьева, так наз. «почвенничества». «В. Литературная энциклопедия
  3. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ – форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития. ВРЕМЯ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Новая философская энциклопедия
  4. время — -мени, мн. времена, -мён, -менам, ср. 1. Длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т. п. На позеленевших от времени стенах висели портреты предков. Чехов, Кривое зеркало. Малый академический словарь
  5. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ — англ. time; нем. Zeit. Свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий. Социологический словарь
  6. Время — I Вре́мя основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей. См. Большая советская энциклопедия
  7. время — орф. время, -мени, тв. -менем, мн. времена, -мён, -менам Орфографический словарь Лопатина
  8. время — 1. первое время — в первое время, последнее время — в последнее время. • Первое (в первое) время у него были трудности в работе. • Последнее (в последнее) время здоровье его ухудшилось. 2. временами и по временам (приходить). Управление в русском языке
  9. время — Способ измерения интервалов между последовательными событиями. См.: гражданское время, международное атомное время, среднее солнечное время, звёздное время, пространство-время, всемирное время. Большой астрономический словарь
  10. время — (морфол.) Морфологическая словоизменительная категория глагола, выражающая в противопоставлении форм настоящего, прошедшего и будущего времени отношение действия к моменту его осуществления. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  11. время — Время от времени, от времени до времени, по временам — то же, что временами, иногда. ► По временам на нее нападала тоска. Со временем — в будущем, когда настанет пора, когда наступит время. ► Со временем морским прибоем заметало старое русло. Арсеньев. Фразеологический словарь Волковой
  12. время — ВРЕМЯ - дополнительное время. Определенный отрезок игрового времени, назначаемый после основного времени (в случае ничейного результата) для выявления победителя в матче. - игровое время. Словарь спортивных терминов
  13. время — (иноск.) — счастие Время красит, безвременье старит. Ср. Вспомни время свое; Как катилось оно По полям и лугам Золотою рекой... Кольцов. „Что ты спишь, мужичок?" См. будешь во времени, и нас помяни. См. безвременье. См. не годы старят, а горе. Фразеологический словарь Михельсона
  14. время — • жаркое ~ • максимальное ~ Словарь русской идиоматики
  15. время — 1) деньги; 2) возвращение вновь в места лишения свободы Словарь воровского жаргона
  16. Время — ВРЕМЯ как граммат. термин. Форма, обозначающая отношение времени сочетания признака, выраженного формой сказуемости (см.) или причастием (см.), с субъектом этого признака ко времени речи или мысли. Напр., в словосочетании «стол стоит» формой... Словарь литературных терминов
  17. время — ВРЕМЯ — как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  18. время — Пора, эпоха, период, срок, промежуток времени, сезон, век; эра, дата Горячее время, страдная пора Эпоха великих реформ Тяжкая была година «В старинны годы люди были совсем не те, что в наши дни» Лермонтов Прочесть книгу в один присест Время идет... Словарь синонимов Абрамова
  19. время — Вр’емя — см. времена. Библейский словарь Вихлянцева
  20. время — Вре́м/я, вре́м/ен/и. Морфемно-орфографический словарь
  21. время — сущ., с., употр. наиб. часто (нет) чего? времени, чему? времени, (вижу) что? время, чем? временем, о чём? о времени; мн. что? времена, (нет) чего? времён, чему? временам, (вижу) что? времена, чем? временами, о чём? о временах... Толковый словарь Дмитриева
  22. время — Заимств. из ст.-сл. яз. Суф. производное (суф. -men > -мя) от той же основы, что и вертеть: в *vertmen произошло упрощение групп согласных и выпало t, er между согласными в ст.-сл. яз. дало ре (через «ять»), изменившееся затем в др.-рус. Этимологический словарь Шанского
  23. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ, непространственный порядок, в котором события сменяют друг друга; интервал между двумя событиями. Время имеет особое значение для таких наук, как физика, астрономия, геология, география, психология, философия, биология. Научно-технический словарь
  24. время — 1. Длительность бытия; промежуток, отрезок в последовательной смене часов, дней, месяцев и т. д.; момент для свершения чего-либо; пора. Словарь эпитетов русского языка
  25. время — • Бесстрастное (Ратгауз). • Быстрое (Сологуб). • Всемощное (Фет). • Доброе (Олигер). • Зыбкое (Бальмонт). • Крылатое (Сологуб, Белый). • Могучее (Лермонтов). • “По склонам скалистых времен” (Бальмонт). • Ползучее (Городецкий). Словарь литературных эпитетов
  26. время — ВРЕМЯ -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср. 1. Филос. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. Толковый словарь Кузнецова
  27. время — ВРЕМЯ ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Толковый словарь Даля
  28. время — ВРЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи. Толковый словарь Ожегова
  29. время — ВР’ЕМЯ, род. и дат. времени, временем, времени, мн. времена, времён, временам, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время — основные формы бытия. Толковый словарь Ушакова
  30. время — Заимствовано из старославянского, где образовано с помощью суффикса мен (затем перешедшего в мя) от той же основы, что и глагол вертеть. Первоначальное значение существительного время – "нечто вращающееся". Этимологический словарь Крылова
  31. время — время I ср. 1. Одна из основных — наряду с пространством — форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). Толковый словарь Ефремовой
  32. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ — грамматическая категория глагола, формы которой устанавливают временное соотношение между называемым действием и либо моментом речи (абсолютное время) — либо другим названным действием (относительное время). Большой энциклопедический словарь
  33. время — вре́мя заимств. из цслав. вместо *веремя, ср. укр. ве́ремє "вёдро, погода", блр. ве́реме, др.-русск. веремя, ст.-слав. врѣмѩ καιρός, χρόνος (Супр.), болг. вре́ме, сербохорв. вриjѐме, словен. vréme. Родственно др.-инд. vártma ср. Этимологический словарь Макса Фасмера
  34. ВРЕМЯ — ВРЕМЯ — см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Новейший философский словарь