Бог

Библия повествует о деяниях Божьих — прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил «небо и землю» (Быт 1:1)«и все, что на них» (Откр 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Быт 1:27). Он сотворил «мир» (Деян 17:24), «человека и животных» (Иер 27:5) и «все» устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22)и людей (ст. 28), особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, — Ноя (Быт 9:1), Авраама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35:9 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22; Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29,30; 9:3), одежду (Втор 10:18; ср. Мф 6:25 и след.), детей (Быт 33:5; Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Еккл 5:18) и успех (Быт 39:3,23).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Быт 24:3,7; Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; 48:3): «Он творит все, что хочет» (Пс 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иер 32:17; Лк 1:37) — воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иер 10:11), Он — живой Бог (Втор 5:26; 4Цар 19:4; Пс 41:3; Деян 14:15; 1Фес 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Дан 6:26; ср. Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25), и поэтому Он — «единый истинный Бог» (Ин 17:3; 1Фес 1:9; ср. 1Ин 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Втор 10:17; ср. Пс 85:10; 94:3; 95:4), «всевышний» (Пс 46:3; Ис 14:14; Деян 7:48). И «все воинство небесное» (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4Цар 23:5; Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6; Лк 2:13,14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1; Пс 32:6; Ис 40:26): «Господь Саваоф (т.е. Владыка воинств) — имя Ему» (Иер 31:35; ср. Пс 88:6-9), «Господь всей земли» (Нав 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Ис 44:24 и след.; 46:10,11; ср. Иов 37:5; Ис 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2Кор 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф 1:19; 3:20; 1Фес 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13; ср. Деян 19:11; Кол 1:29); «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела...» (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9; 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку...» (Быт 2:16; ср. ст. 17). В Исх 19:7 Десять заповедей названы «словами, которые заповедал ему (народу) Господь»; ср. Исх 34:10; Втор 4:5; Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, к-рые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2; ср. Пс 118:15; Иер 43:1; Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар 16:11; ср. 4Цар 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь...» (Мих 6:8; ср. Втор 10:12,13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:

1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Чис 22:9), к-рая может дополняться словами «ночью» (ст. 20) и «во сне» (Быт 20:3; 31:24), часто встречается формула «И явился Бог (Господь), и сказал» (Быт 12:7; 17:1; 26:2; 35:9; 48:3 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Быт 26:24; 2Пар 1:7)и «во сне» (3Цар 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2Цар 7:4; 24:11; 3Цар 16:1; 17:2; 19:9 и др.), относящееся, кроме 3Цар 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер 1:2; Иез 1:3; Ос 1:1; Иоил 1:1; Иона 1:1; Мих 1:1; Соф 1:1; Зах 1:1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1:1,2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог...», «Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин 1:1,14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами...» (Быт 9:9; ср. 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1-14): »... Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой...». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил = «с нами Бог», см. Мф 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (Мф 28:19 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6:6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Пс 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Быт 6:5); Он «есть Бог ведения» (1Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Ис 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов...» (Чис 14:18), потому что Он — «Бог ревнитель» (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже — «огонь поядающий» (Втор 4:24; Евр 12:29). «Он Бог святой» (Нав 24:19; ср. Ис 6:3; Откр 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с 42:10 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:9, 10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5: »...наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2Кор 5:21) и «умерщвлен» (1Пет 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх 20:5), — Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (Рим 8:32).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (Гал 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1); »...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер 3:19); »...ибо Я — отец Израилю...» (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2Кор 6:17,18). И пусть даже »...кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8; ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129:8; ср. Мф 1:21; Ин 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах — Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17,18; 15:16,30; 1Кор 12:4-6; 2Кор 1:21,22; 13:13; Еф 1:17; 2:19-22; 3:5-7,14-17; Тит 3:4-6; 1Пет 1:2; Евр 9:14; Иуд 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в к-рых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, к-рую «не видел ... глаз, не слышало ухо» и к-рая «не приходила ... на сердце человеку» (1Кор 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за к-рыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. см. Исповедание (II).

Б. В 2Кор 5:19 ап. Павел пишет: «Бог во Христе»; это свидет-вует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9). Он был «образом Божиим» (Флп 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (2Кор 5:19) и судит человечество (ст. 10). Он — «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. «Слово было Бог» (Ин 1:1); через это Слово «создано все» (ст. 3; Кол 1:16,17; Евр 1:2), и в Нем «все начало быть» (Ин 1:3). Видевший Христа видел Отца (Ин 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа (ст. 6), Он — в Отце, а Отец — в Нем (ст. 11), поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откр 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). см. Иисус Христос.

В. Библия свидетвует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (Ин 4:24). Это свидет-во есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1:2 говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии гово-рится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар 10:10; 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2Кор 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в к-ром живет Божий Дух, — это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Кор 3:16,17; 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3,4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1Пет 1:10,11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16,26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоил 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем — основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидет-ва по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БОГ — В славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. п.); противопоставляется небогу, обездоленному. Мифологическая энциклопедия
  2. Бог — Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей. В политеизме каждый из богов имеет верх Краткий религиозный словарь
  3. БОГ — БОГ — в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога — основа всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  4. бог — БОГ м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Толковый словарь Даля
  5. БОГ — БОГ – в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. Новая философская энциклопедия
  6. Бог — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах... Толковый словарь Дмитриева
  7. Бог — Общеславянское – bogъ (наделяющий богатством, бог). Древнеиндийское – bhaga-h (счастье, благосостояние, богатство) или bhagavan(t) (наделяющий богатством, бог). Древнеиранское – baga, baga (участь, судьба, счастье, бог). Этимологический словарь Семёнова
  8. Бог — Этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт.1:27 ; Быт.2:7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Рим.11:7). Но нам дано видеть Его дела (Втор.4:35 ; Деян.17:28 ; Рим.1:20). Библейский словарь Вихлянцева
  9. бог — БОГ (славянск. — наделяющий богатством; древне-иранск. baga — господин, участь; древнеиндийск. bhaga — удача, счастье, дарующий; лат. deus; греч. theos; индийск. deva — светить, сиять, однокоренное от div; греч. theos; лат. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. бог — -а, зват. (устар.) боже, м. По религиозному представлению: верховное существо, сотворившее мир и управляющее им, или (при многобожии) одно из таких существ. ◊ @ боже!; боже мой!; бог мой! в знач. междом. Малый академический словарь
  11. Бог — Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. Бог — Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие: Иегова (Я есмь Сущий; Исх 3:14) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (От 1:8). См. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  13. бог — Бухгалтер, кассир Словарь воровского жаргона
  14. Бог — Аллах, Иегова, Саваоф, небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, предвечный, создатель, творец (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель см. >> идол, любимец см. Словарь синонимов Абрамова
  15. бог — 1. бог м. 1. Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-либо частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в античной мифологии и в некоторых формах религии). || перен. Толковый словарь Ефремовой
  16. бог — I I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně "богиня". Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. бог — [бох], бога, ·муж. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. Толковый словарь Ушакова
  18. бог — БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам). Толковый словарь Ожегова
  19. бог — • всесильный ~ Словарь русской идиоматики
  20. бог — Индоевроп. Родственно др.-инд. bhaga «господин», др.-перс. baga «господин, бог» и др. Суф. производное (суф. -g-) от той же основы, что и др.-инд. bhájati «дает», тохар. A pāk «часть». Этимологический словарь Шанского
  21. Бог — см. Деус. Словарь классических древностей
  22. бог — Бог/. Морфемно-орфографический словарь
  23. Бог — Фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком Теизма. Большая советская энциклопедия
  24. бог — орф. бог, -а, мн. -и, -ов и (в христианстве и некоторых др. религиях: единое верховное существо) Бог, -а Орфографический словарь Лопатина
  25. Бог — р. см. Южный Буг Топонимический словарь
  26. бог — БОГ [бох], -а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец... Толковый словарь Кузнецова
  27. бог — Слово этого корня имеется в ряде европейских языков, а восходит, вероятно, к древнеиндийскому bhagas – "господин" или "богатство". Религиозное значение этого слова появилось позднее. Этимологический словарь Крылова
  28. Бог — В религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. Словарь по культурологии
  29. БОГ — БОГ — сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Новейший философский словарь
  30. Бог — Бог знает (иногда произн. бознать, в том же знач. употребляется черт знает) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. Фразеологический словарь Волковой