Ангел

I.

Евр. слово малах и греч. ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синод. пер. — «соглядатаи»), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. А., так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; 38:7). Относит. Быт 6:1-4 см. Исполины.

II.

Реальность существования А. подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт 16:7; 19:1,15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об А. А. отличаются от библ. херувимов (см. Херувимы) и серафимов (см. Серафим) тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13). Летящий А. упоминается только в Откр 14:6 (в Откр 8:13 в греч. тексте — орёл, к-рый, вероятно, символизирует А.).

III.

А. часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24:16 и след.; 1Пар 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь:

1) в ВЗ А. изображаются «крепкими силою» (Пс 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.), «воспрепятствовать» проклятию (Чис 22:22), предостерегать от суда (Быт 19:1,15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; 31:11 и след.; 32:2 и след.). А., приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт 16:7; Исх 14:19; Чис 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его А.: когда о Яхве говорится безотносит. к человеку, Бог именуется как «Яхве», если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве». Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт 16:7-11 и 13; Быт 18; Исх 3:2 и след.; 23:20 и след.). В Мал 3:1 дается обетование об А. завета. Кр. того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, к-рый, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; 2:2; 4:1 и след.). Об участии А. в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе;

2) в НЗ А. появляются в решающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1; 2), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк 24:4-6), а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). Кр. того, А. радуются спасению людей (Лк 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф 18:10; Евр 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, А. относят его в место радости (Лк 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин 20:12; Иуд 9). А. освободил Петра и апостолов из заключения (Деян 5:19; 12:7 и след.); А. направляли апостолов в их путешествиях (Деян 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян 10:3,7,22). В книге Откровение А. особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; 24:31) и для прославления Бога. Хотя А. и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр 19:10; 22:8 и след.). Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия», почитающего А. как неких посредников (Кол 2:18). В Евр 1-2 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и А.; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить А. (1Кор 6:3). Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; 2:1,8, 12,18 и др.), вероятно, подразумевают не А. в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

IV.

Внутри мира А. существует своя иерархия, к-рая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях см. Михаиле (Дан 10:13,21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7) и см. Гаврииле (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

V.

Поскольку А., руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите сатаны (см. Сатана) (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 6). Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ангел — -а, м. 1. В религиозном представлении: сверхъестественное существо, посланец бога (изображается обычно в виде крылатого юноши). По небу полуночи ангел летел. Лермонтов, Ангел. 2. перен.; чего. устар. Идеал, воплощение, олицетворение чего-л. Малый академический словарь
  2. ангел — Вестник. Краткий церковнославянский словарь
  3. ангел — (иноск.) — добрый, милый (ласкательное, льстивое слово) Ангельская душа, кротость "Ангельскою кротостию да тростию по кости" (иронич.) Ср. Ангел! ангел! ангел!... Фразеологический словарь Михельсона
  4. ангел — АНГЕЛ а, м. angle m. <, лат. angulus. архит. Угол. Чтоб ангулус фланговый .. не был растворен более 90 градусов. О воин. Цез. 233. Ангуль прямый. Геогр. ген. 610. Ангул впадения, преклонения Ангулу равный есть. Филос. ест. 244. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Ангел — (Быт 16:7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Ангел — (от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей... Католическая энциклопедия
  7. ангел — Серафим, херувим, ангел-хранитель, архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др.) прот. != дьявол, бес см. >> апогей, образцовый Словарь синонимов Абрамова
  8. Ангел — Ангел (м. имя) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. Ангел — ’Ангел — как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел — это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20). Библейский словарь Вихлянцева
  10. ангел — А́нгел/. Морфемно-орфографический словарь
  11. ангел — Заимств. из ст.-сл. яз., в котором ангелъ < греч. aggelos (от глагола aggellō «сообщаю, объявляю»). Ангел буквально — «вестник, посол». Этимологический словарь Шанского
  12. ангел — орф. ангел, -а Орфографический словарь Лопатина
  13. Ангел — А, муж. АГГЕЛ, -а. Стар. редк. Отч.: Ангелович, Ангеловна. Производные: Ангела; Гела (Геля). Происхождение: (Греч. angelos — вестник.) Именины: 14 сент., 10 нояб., 16 дек. Словарь личных имен
  14. Ангел — (греч. aggelos — вестник) чистый духом посредник меж богом и людьми. В раннем христианстве — младенец с крылышками, в итальянском ренессансе — девический ангел. Архитектурный словарь
  15. ангел — • Безгрешный (Льдов). • Беспечальный (Льдов). • Белокрылый (А. Каменский). • Белый (Зайцев, Шрейбер). • Голубой (Фет). • Златокудрый (Доброхотов). • Золотокудрый (Блок). • Кроткий (П. Я.). • Лазурный (Бунин). • Легкокрылый (Майков). Словарь литературных эпитетов
  16. ангел — АНГЕЛ -а; м. [от греч. angelos — вестник]. 1. В иудейской, христианской и мусульманской мифологии: сверхъестественное бесплотное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается обычно в виде крылатого юноши). Толковый словарь Кузнецова
  17. ангел — АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Толковый словарь Даля
  18. ангел — Заимствовано из старославянского, который взял это слово из греческого, где aggelos – буквально "вестник, посол" – ведь именно такое значение имеет это слово: "посланник Божий, объявляющий Его волю". Этимологический словарь Крылова
  19. Ангел — (греч. слово, означающее — посланник, вестник) — употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. ангел — ангел I м. 1. Сверхъестественное — по религиозным представлениям — существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши). 2. перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-либо положительного. Толковый словарь Ефремовой
  21. Ангел — Греч. "вестник". В христианстве бесплотные сверхъестественные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из ангелов, соблазненные Сатаной, выступили против Бога и стали ангелами тьмы — демонами. Краткий религиозный словарь
  22. ангел — ’АНГЕЛ, ангела, ·муж. (·греч. aggelos, ·букв. вестник). 1. В религиозной мифологии — бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего-нибудь (·разг., с оттенком восхищения; ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  23. ангел — а́нгел ст.-слав, др.-русск. анъгелъ (Супр., Остром.), из греч. ἄγγελος – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31. Этимологический словарь Макса Фасмера
  24. ангел — Ангела, м. [греч. aggelos, букв. вестник]. 1. В религиозной мифологии – бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-н., лучшее воплощение, олицетворение чего-н. (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел красоты. Большой словарь иностранных слов
  25. ангел — АНГЕЛ, а, м. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А.-хранитель кого-чей-н. Толковый словарь Ожегова