СЕРВЕТ

СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511-53) — испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.

СЕРВЕТ (Servetus — Servet) Мигель (1509 или 1511, Вильянуэва (Арагон, Испания) — 1553, Женева) — испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V. Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже — в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат "Об ошибках троичности", а через год — второй трактат "Две книги диалогов о Троице", ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев) — по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию "Географии" Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином, которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии. В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета "Восстановление христианства", изучающий основы его антитринитарной "рациональной теологии" Считая обессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно происходить уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан- Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника. Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре. На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио "О еретиках" (1554). Вольтер писал в "Опыте о нравах", что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции. Сочинения:O'Malley Ch. D. Michael Servetus. A trauslation of his geographical, astrological and medical writings. Philadelphia, 1953. Литература:Bainton R. H. Hunted Heretic. A life and death of Michael Servetus. Boston, 1953.Baron Fernandez J. Miguel Servet. Su vida y su obra. Madrid, 1970.Savonarole. Michel Servet. Les grandes proces d'histoire. Paris, 1979.Gordon Kinder A. Michael Servetus. 1989. Е. Е. Бергер

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Сервет — (Servet) Мигель (1509 или 1511—27.10.1553, Женева), испанский мыслитель, врач, учёный. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучал математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями «Географию» Птолемея. Большая советская энциклопедия
  2. Сервет — (Михаил-Мигуэль Servet или Servedo) — знаменитый антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры. Духовная карьера, к которой он готовился, не состоялась... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. СЕРВЕТ — (Servet), Мигель (1509 или 1511 — 27.X.1553) — исп. прогрессивный мыслитель, врач, ученый. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучил математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями "Географию" Птолемея (Lugduni, 1535). Советская историческая энциклопедия
  4. СЕРВЕТ — CEPBET (Servet) Мигель (29 сентября 1511, Вильянуэва-де-Сигена – 1553, Женева) – испанский теолог, естествоиспытатель, представитель антитринитаризма. Учился в университетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа. Новая философская энциклопедия