ПЕРОВ Василий Григорьевич

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1833/34-1882) — российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861) — проникнутые горячим сочувствием к народу ("Проводы покойника", 1865, "Тройка", 1866) — психологические портреты ("А. Н. Островский", 1871; "Ф. М. Достоевский", 1872).

ПЕРОВ Василий Григорьевич (21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря 1833 (4 января 1834) — Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в Москве) — российский художник. Одна из центральных фигур русского реализма 19 в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета. Незаконный сын прокурора барона Г. К. Криденера; фамилия "Перов" возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61) — в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-64 (как пенсионер Академии художеств) — в Париже. Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Живописный "анекдот" Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически "обличительным" настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство ("Сельский крестный ход на Пасхе", "Проповедь в селе", оба — 1861; "Чаепитие в Мытищах", 1862; все — Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже ("Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как "Проводы покойника" (1865) и "Тройка. Ученики мастеровые везут воду" (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об "униженных и оскорбленных", по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, — еще более значительны в "Утопленнице" и в особенности в картине "Последний кабак у заставы" (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в "Кабаке...") закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. Портретная живопись Перова Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры ("А. Н. Островский", 1871; "В. И. Даль", "М. П. Погодин", оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин "Фомушка-сыч" (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же) — полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. ("Птицелов", 1870; "Охотники на привале", 1871; "Рыболов", 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же "человечкиной" душой, Перов здесь -если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине "Старики-родители на могиле сына" (1874, там же) — написанной как иллюстрация к финалу тургеневских "Отцов и детей". Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни "Тетушка Марья", 1875; "Под крестом", 1881). Исторические картины В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова ("Суд Пугачева", 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; "Никита Пустосвят. Спор о вере", 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Перов Василий Григорьевич — (1833 или 1834, Тобольск — 1882, село Кузьминки, ныне территория Москвы), живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1846—49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853—61). Москва. Энциклопедический справочник
  2. Перов Василий Григорьевич — (1833/1834 — 1882), русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846-49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853-61; преподавал с 1871). Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Член-учредитель ТПХВ (см. Передвижники). Художественная энциклопедия
  3. Перов Василий Григорьевич — Один из лучших русских живописцев новейшего времени, род. в Тобольске 23 декабря 1833 г. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона