МУХИНА Вера Игнатьевна

МУХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953) — российский скульптор, народный художник СССР (1943) — действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ("Пламя революции", 1922-23) — в 30-х гг. — символические (символы нового общественного строя) произведения ("Рабочий и колхозница", 1937) — в годы Великой Отечественной войны — сурово-правдивые образы воинов ("Б. А. Юсупов", 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

МУХИНА Вера Игнатьевна (19 июня (1 июля) 1889 — Рига — 6 октября 1953, Москва) — российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы "Рабочий и колхозница", которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства. Начало путиРодилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (1909-11) — Н. А. Синициной (1911) — И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, "Ла Палет", "Ла Гранд Шомьер") в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя. От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма, особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн и кубизм составляют синтез, родственный ар деко. После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является "Пламя революции" (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую "вихрем" выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая "Крестьянка" (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же)."Рабочий и колхозница"Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа "Рабочий и колхозница" для возведенного по проекту Б. М. Иофана советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему "саморазрушителен", поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского "большого террора" в неосуществленных замыслах — например, в проекте памятника челюскинцам (1938) — где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы. Среди других известных монументальных работ художницы — декоративная группа "Хлеб" (бронза, 1939, Третьяковская галерея) — памятник Максиму Горькому для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу "Требуем мира" (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство — от достаточно виртуозного "Хлеба" до последней группы — в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант — помимо эскизов — проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935) — а большой дар художника-экспериментатора — в опытах создания стеклянной, "полой" пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг. Литература:В. И. Мухина. Художественное и литературно-критическое наследие. М., 1959-60. Т. 1-3. Воронова О. П. В. И. Мухина. М., 1976. Суздалев П. К. В. И. Мухина. М., 1981. М. Н. Соколов

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мухина Вера Игнатьевна — (1889, Рига — 1953, Москва), скульптор, народная художница СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Училась в Москве в студии К.Ф. Юона (1909—11). В те же годы познакомилась с художницей Л.С. Москва. Энциклопедический справочник
  2. Мухина Вера Игнатьевна — (1889-1953), советский скульптор. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909-12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912-14) у Э. А. Бурделя. Преподавала в МВХПУ (1926-27) и Вхутеине (1926-30). Художественная энциклопедия