ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822) — российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова-Львова", 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма ("Екатерина II", 1783).

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (май 1735 — Киев (?) — 4 (16) апреля 1822, Петербург) — российский художник. По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским — один из крупнейших российских живописцев-портретистов 19 в. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на "Левицкий") — священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко (известны его иллюстрации к "Апостолу" и "Евангелию" (оба издания — 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты) — был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II. Первые портреты Первая достоверная из сохранившихся его работ — портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769-70, Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения, с плодами трудов (в данном случае — чертеж здания Академии художеств) — на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А. Демидова (1773; оба — в Третьяковской галерее); последний привлекает не только своей "домашней" непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же). Лучшие работы художника В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института, "смолянок", — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все — Русский музей). В характерной для эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки, представленные в рост — в одиночку, реже попарно — музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху "представления" способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов. К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773-74, Музей искусства и истории, Женева) — М. А. Дьяковой-Львовой (1778) — У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783, Русский музей и др. варианты) — торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин (описывая волшебное явление "Фелицы", "богини или жрицы", которая подобна "мечте стоящей"; писатель в своем "Видении мурзы" (1783-84) вдохновляется картиной Левицкого). Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как бы обращается к зрителю с философской проповедью (1797 (?) — Третьяковская галерея) — несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х он стал членом ложи "Умирающий сфинкс"). Последняя датированная работа мастера — портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Левицкий Дмитрий Григорьевич — (1735-1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца — украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). Художественная энциклопедия
  2. Левицкий Дмитрий Григорьевич — Лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей вероятности в Киеве. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона