КАРАВАДЖО

КАРАВАДЖО (Caravaggio) (наст. фам. Меризи, Merisi) Микеланджело да (1573-1610) — итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. 1602-04) — мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин.---КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело да (настоящее имя Микеланджело Меризи) (28 сентября 1573, Караваджо — 18 июля 1610, Порто д'Эрколе, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 в., один из крупнейших мастеров барокко. БиографияУчился у Симоне Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608-09, преследуемый наемными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д'Эрколе умер от лихорадки в возрасте 37 лет. Ранний периодБурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: "Маленький больной Вакх" (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе) — "Мальчик с фруктами" (ок. 1593, там же) — "Вакх" (ок. 1593, Уффици) — "Гадание" (ок. 1594, Лувр) — "Лютнист" (ок. 1595, Эрмитаж) — он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости ("Жертвоприношение Авраама", ок. 1596, Уффици; "Юдифь и Олоферн", ок.1596, собрание Коппи, Рим) — Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов ("Отдых на пути в Египет", ок. 1595 и "Кающаяся Мария Магдалина", ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).Зрелое творчествоПериод творческой зрелости (конец 16 — первое десятилетие 17 вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них — "Призвание апостола Матфея", — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. "Погребной свет", проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Во второй картине этого цикла — "Мученичество св. Матфея" — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина — "Св. Матфей и ангел" (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время 2-й мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах "Мученичество св. Петра" и "Обращение Савла" (1600-01, Санта Мария дель Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах "Положение во гроб" (1602-04, Ватиканская пинакотека) и "Успение Марии" (1605-06, Лувр) — вызвавших восхищение молодых художников, в т. ч. Рубенса (по его настоянию "Успение Марии", отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Поздние работыПатетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю "Семь дел милосердия" (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь) — написанному с огромной живописной энергией. В последних работах — "Казнь Иоанна Крестителя" (1608, Ла Валетта, собор) — "Погребение св. Лючии" (1608, Санта Лючия, Сиракузы) — "Поклонение пастухов" (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Литература:Знамеровская Т. Микельанджело да Караваджо. М., 1955. Всеволожская С. Микельанджело да Караваджо. М., 1960. Микеланджело да Караваджо: Документы. Воспоминания современников. М., 1975. Лонги Р. Караваджо // От Чимабуэ до Караваджо. М., 1984.Baumgart F. Caravaggio. Kunst und Wirklichkeit. Berlin, 1955.Longhi R. Caravaggio. Dresden, 1968.Caravaggio e il suo tempo: Catalogo della Mostra. Napoli, 1985. И. А. Смирнова

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Караваджо — (наст. имя Микеланджело Меризи да Караваджо; 1573–1610) – итал. живописец. Жил и работал в Италии, терпя нужду и лишения. Он не только обновил содержание произ. изобразит. Энциклопедический словарь псевдонимов
  2. Караваджо — (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи... Большая советская энциклопедия
  3. Караваджо — (da-Carayaggio) — прозвище двух итальянских живописцев: 1) Полидоро Кальдара (Caldara, ум. в 1543). Явившись в Рим без всяких средств к существованию, он сделался простым каменщиком... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона