ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя) — цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь) — интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 — нач. 20 вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.) — сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. — И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически... Литературная энциклопедия
  2. импрессионизм — -а, м. Направление в искусстве (живописи, литературе, музыке и т. д.), возникшее в последней трети 19 — начале 20 вв., основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, мимолетных впечатлений и настроений. [франц. impressionnisme] Малый академический словарь
  3. Импрессионизм — (франц. impressionnisme, от impression — впечатление) — художеств. течение, возникшее в 70-х ГГ. 19 в. во франц. живописи, а затем проявившееся в музыке, лит-ре, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега... Музыкальная энциклопедия
  4. импрессионизм — Импресси/он/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Импрессионизм — (франц. impressionnisme, от impression — впечатление) направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е — 1-я половина 1880-х гг.)... Большая советская энциклопедия
  6. импрессионизм — орф. импрессионизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев-импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. Конец 19 века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства, в особенности, в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от французского слова impression, что значит впечатление. Словарь литературных терминов
  9. импрессионизм — импрессионизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. Импрессионизм — (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-х гг. Художественная энциклопедия
  11. импрессионизм — Новейшее (с 1860 г.) направление в живописи — исключительно изображать впечатление от виденного в природе явления Ср. Импрессионисты и их школа — сторонники импрессионизма. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. импрессионизм — Заимств. в конце XIX в. из франц. яз., в котором impressionisme — суф. производное от impression «впечатление». Течение было названо по соответствующей картине Клода Моне («L’Impression»). Этимологический словарь Шанского
  13. импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ -а; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 — начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский... Толковый словарь Кузнецова
  14. импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве конца 19 начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. | прил. импрессионистский, ая, ое и импрессионистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  15. импрессионизм — Импрессионизма, мн. нет, м. [фр. impressionisme] (искус.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Большой словарь иностранных слов
  16. импрессионизм — ИМПРЕССИОН’ИЗМ, импрессионизма, мн. нет, ·муж. (·франц. impressionisme) (иск.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Толковый словарь Ушакова
  17. импрессионизм — импрессионизм м. Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  18. Импрессионизм — (фр. impressionisme, от impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Словарь по культурологии