ВЕСНИНЫ

ВЕСНИНЫ — российские архитекторы, братья:

1) Леонид Александрович (1880-1933). 2) Виктор Александрович (1882-1950) — академик АН СССР (1943). 3) Александр Александрович (1883-1959). С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы — Днепрогэс (1927-32) — Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930-34). ВЕСНИНЫ, российские архитекторы, братья, постоянно работавшие в творческом содружестве. Вместе прошли путь от дореволюционной к советской неоклассике — через яркий этап авангарда 1920-х гг. Выходцы из купеческой семьи, жили преимущественно в Москве. Леонид Александрович Веснин (28 ноября (10 декабря) 1880, Нижний Новгород — 8 октября 1933, Москва) — учился в Академии художеств у Л. Н. Бенуа. Виктор Александрович Веснин (28 марта (9 апреля) 1882, Юрьевец, Ивановская область — 17 cентября 1950, Москва) — учился в Институте гражданских инженеров (1901-12). Был председателем Оргбюро Союза архитекторов СССР (1932-39) — первым президентом Академии архитектуры СССР (1939-49) — действительным членом АН СССР (с 1943). Александр Александрович Веснин (16 (28) мая 1883, Юрьевец — 7 ноября 1959, Москва) — учился там же (1901-12) — а также в художественных студиях К. Ф. Юона, Я. Ф. Ционглинского (1907-11) и В. Е. Татлина (1912-13). Ранний период. Модерн, неоклассика и рационализм Стиль модерн, а также неоклассика (наиболее значительный пример — дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913, где А. Веснин исполнил и декоративную живопись) дореволюционных работ братьев эволюционировали в сторону раннего рационализма (банк Юнгера на Кузнецком мосту в Москве, 1913). Рационалистическая линия укрепилась в их творчестве и за счет того, что, начиная с 1914, Виктор Веснин проектировал промышленные сооружения, а Леонид Веснин, помимо промышленного зодчества, активно занимался и соответствующим градостроительством (создал проект Шатурской ГРЭС и рабочего поселка при ней, 1918-25; реализован лишь частично). СценографияФункционально-индустриальное начало, однако, нередко соединялось с тонкой иронией, ощущением мира как театра; в этом плане особенно важна была роль Александра Веснина. Пройдя период беспредметного, близкого супрематизму искусства, он сотрудничал с Камерным и Малым театрами, а также с театром В. Э. Мейерхольда. Им были созданы новаторские, этапные для сценографии 20 в. работы, соединившие гибкую органическую ритмику модерна с мотивами тотально-механического "нового мира", что явилось ироническим преображением принципов конструктивизма (наиболее характерный и известный пример — оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" по Г. К. Честертону в Камерном театре, 1923). Конструктивизм Целый ряд проектов (здание "Ленинградской правды" и дом общества "Аркос", оба — 1924) и реализованных построек братьев Весниных в Москве (Дом общества политкаторжан, ныне Театр-студия киноактера, 1931-34) вошли в золотой фонд конструктивизма (Ле Корбюзье назвал даже Александра Веснина "основоположником" последнего). Стремление выразить в облике здания его "производственный характер", то есть его функцию в целом, претворялось у них в изящной легкости, даже игривости композиций, динамике эффектно сменяющих друг друга зрительных ракурсов. С наибольшей полнотой эти принципы были воплощены в здании Дворца культуры ЗИЛа (1930-34). Здание доминирует в окружающем городском пейзаже как светлый "корабль будущего", однако данное строительство отразило и вопиющий антиисторизм тогдашней официальной культуры (поскольку новый комплекс демонстративно возвели на территории ценнейшего памятника старомосковского барокко, Симонова монастыря 17 в., который в результате был большей частью разрушен). Неоклассицизм В последующий период братья Веснины, сохраняя четкую функциональность общей композиции и плана, вновь обращаются к неоклассике, придавая ей теперь особый монументальный размах. Исполинский комплекс Днепрогэса (1927-32) исполнен впечатляюшего величия. Возведенный же при ГЭС новый район Запорожья (1928-30) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки — с открытыми кварталами, "комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь" (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц). С 1934 Виктор Веснин работает главным архитектором Наркомтяжпрома, сосредоточив в своих руках управление всей промышленной архитектурой СССР, равно как — и даже в значительной степени — и строительство новых городов. Братья, казалось бы, обретают оптимальные условия для проектно-строительной деятельности, — если бы не суровая реальность сталинской индустриализации, которая нивелирует и сводит на нет гуманистическое содержание самых смелых архитектурных идей. Наиболее честолюбивые из поздних замыслов Весниных (проекты Дома Наркомтяжпрома на Красной площади, 1934, и второго Дома Совнаркома в Зарядье, 1940; оба не осуществлены) страдают гигантизмом, игнорирующим традиции московского зодчества. Искусство братьев Весниных оказало большое воздействие на развитие отечественного зодчества еще и потому, что оба младших были высокоодаренными педагогами (они преподавали во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и Московском архитектурном институте). Литература:Ильин М. А. Веснины. М., 1960. Чиняков А. Г. Братья Веснины. М., 1970. М. Н. Соколов

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Веснины — Советские архитекторы, братья, работавшие в творческом содружестве. Леонид Александрович В. [28.11(10.12).1880, Нижний Новгород, — 8.10.1933, Москва], учился в петербургской АХ (1901—09) у Л. Н. Бенуа. Большая советская энциклопедия
  2. Веснины — Веснины — русский дворянский род, восходящий к самому началу XVII в. и владевший поместьями в Смоленском уезде. Петр Никитич Веснин в 1642 г. был выборным на соборе от Смоленска и воеводой в Сольвычегодске (1652 — 1654). Большая биографическая энциклопедия