Le Brun, Charles

(Le Brun, Charles)

1619, Париж — 1690, Париж.

Французский живописец. Сын скульптора. Рано обнаружил незаурядный талант и оказался под покровительством придворных художественных кругов. С 1634 учился в мастерской Вуэ, где быстро освоил набор модных приемов официальной живописи — театрализованные композиции и жесты, обилие пышных драпировок, общую декоративность, усиленную эффектами освещения. Самая ранняя из известных подписанных работ — Распятие (1637, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), хотя и носит явные черты влияния Рубенса, но демонстрирует при этом сложившееся мастерство и творческую силу 18-летнего живописца. Уже в годы обучения Лебрен начал выполнять большие заказы, в частности, для кардинала Ришелье (Геракл и Диомед, 1641, Ноттингем, Художественный музей). С 1642 по 1646 мастер жил в Италии, тесно общаясь с Пуссеном, изучая живопись Рафаэля, Г. Рени, но более всего — болонских академистов. Вернувшись в Париж, он выполняет в основном большие картины на религиозные сюжеты и декоративные росписи дворца (Кающаяся Магдалина, ок. 1653, Париж, Лувр; галерея Геракла в отеле Ламбер). Около 1655 выполнен знаменитый Портрет канцлера Сегье (Париж, Лувр), где Лебрен в полной мере проявил свой талант официального придворного живописца, для которого не имеют значения ни подлинные достоинства или отрицательные черты модели, ни собственные впечатления и раздумья. Главное в произведении для Лебрена — воплощение официальной идеи, религиозной или светской, апофеоз власти, явленный с максимальным декоративным величием. Именно это достоинство художника было в первую очередь оценено его всемогущими заказчиками: сначала Н. Фуке, а затем Людовиком XIV. В декоративных работах для дворца и парка Фуке в Во-ле-Виконт (1658—1667) проявились творческая широта и декоративная фантазия Лебрена. Он решал любые художественные задачи, возникавшие при строительстве богатейшего загородного дворца — в интерьерах и парке, расписывая стены и плафоны, рисуя эскизы ковров и скульптуры, проектируя спектакли и праздники. Следующее десятилетие (1660-е) — время сплошных триумфов Лебрена. Один из основателей Королевской академии живописи, он в 1663 стал директором мануфактуры Гобеленов, а в 1664 был утвержден в звании первого художника короля. Неудивительно, что именно Лебрен возглавил все декоративные работы в Версальском дворце, увековечив в грандиозном художественном ансамбле идею королевского величия и власти. Используя приемы итальянского барокко наряду с формально понятыми принципами пуссеновского классицизма, Лебрен создал т. н. "стиль Людовика XIV" — стиль огромных декоративных ансамблей, объединявший возможности всех видов искусств во имя воплощения главной, официальной идеи (Зеркальная галерея, 1679—1684; салоны Мира и Войны, 1685—1686; Большие апартаменты, все — Версаль; декорации дворца в Марли). Созданный Лебреном стиль на протяжении десятилетий доминировал в художественном воображении и в королевских резиденциях Европы.

Лит.: Ch. Le Brun, peintre et dessinateur: Catalogue. Versailles, 1963.

Н. Золотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me