Diotti, Giuseppe

(Diotti, Giuseppe)

1779, Казальмаджоре — 1846, Бергамо.

Итальянский живописец-неоклассицист; учился в Академии художеств Пармы; с 1804 — пенсионер в Риме, где увлекался живописью Ж. Л. Давида, полемизировал с Ф. Айецем. С 1810 по 1846 преподавал в Бергамо в Академии Каррара, где воспитал много учеников. Полотна Диотти Герцог Уголино (1822, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго) и Смерть Антигоны (1820-е, Бергамо, Академия Каррара) нравились современной критике, в то время как первые полотна молодого Айеца на исторические сюжеты в 1820-е вызывали отрицательные отзывы из-за отступления от неоклассицистического метода преподнесения исторических сюжетов. Манера Диотти была строго академичной в картинах на сюжеты из Священного Писания (Благословение Якова, Бергамо, Академия Каррара), античной мифологии, древней истории (Суд Потида, 1820-е, Милан, Галерея современного искусства) и истории Средних веков, к которой обращались в 1820—1830-е романтики (Лодовико Сфорца и Беатриче д’Эсте, 1830-е, Милан, Галерея современного искусства). Подобного строгого соблюдения академических правил в исполнении картины он добивался и от учеников, придавая большое значение эффектному и продуманному композиционному решению и в меньшей степени заботясь о колорите. Работал также во фресковой живописи (Кремона, росписи собора и палаццо Больцези; фреска Товий возвращает зрение отцу, 1830-е, Падуя, капелла Коллеони). Как педагог Диотти пользовался большим уважением среди учеников, у него учились многие художники, ставшие впоследствии известными мастерами, — Дж. Трекур, Дж. Карновалли, Дж. Мильяра и др.

Лит.: Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960; Bellonzi I. Pittura italiana. Milano, 1963.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me