Ammanati, Bartholomeo

(Ammanati, Bartholomeo)

1511, Сеттиньяно — 1592, Флоренция.

Итальянский скульптор и архитектор, один из видных представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-х и занимавшего видное место в искусстве Италии вплоть до конца XVI в. Ученик флорентийского скульптора Баччо Бандинелли, Амманати продолжил художественное образование в 1530-е в мастерской Якопо Сансовино в Венеции. Работал в Венеции и Падуе (2-я пол. 1530—1540-х), Риме (1-я пол. 1550-х) и Флоренции (1556—1592). Первая дошедшая до нас работа Амманати — надгробие Бенавидес (ок. 1546, Падуя, церковь Эремитани), выполненное в годы пребывания мастера в соседней с Падуей Венеции. Традиционному многоярусному венецианскому надгробию, характерному для мастерской Пьетро Ломбарди, Амманати предпочел более компактную трехъярусную композицию с высоким, украшенным надписью цоколем, саркофагом в первом ярусе надгробия, фланкированным двумя аллегорическими женскими фигурами, и тремя статуями в верхнем ярусе, заключенными в архитектурное обрамление. И архитектурные мотивы, и классическое начало, которым отмечен стиль украшающих надгробие мраморных изваяний, выдают влияние учителя Амманати Якопо Сансовино. По-видимому, Амманати с другими учениками Сансовино участвовал в создании великолепного скульптурного декора построенной Сансовино библиотеки Сан Марко (Венеция). Римский период творчества Амманати (1-я пол. 1550-х) был временем, когда раскрылся его талант архитектора. С 1550 он участвовал в строительстве вилл папы Пия III, в 1552 перестраивал палаццо Фарнезе. Вернувшись в 1555 во Флоренцию, Амманати принял участие в ряде архитектурных проектов: оформлении внутреннего двора и сооружении боковых крыльев палаццо Питти (1560), разбивке и оформлении примыкающих к нему садов Боболи, строительстве моста Санта Тринита через Арно (1567) и церкви Иезуитов (с 1579). К флорентийскому периоду относятся и самые значительные работы Амманати-скульптора. В 1560 Амманати в соревновании с Бенвенуто Челлини и Винченцо Данти выиграл конкурс на создание Фонтана Нептуна на главной площади Флоренции — Пьяцца делла Синьория (окончен в 1575). Фонтан Нептуна, установленный в непосредственной близости от левого угла резиденции флорентийских властей — палаццо Веккио, стал, вместе со стоящими у входа во дворец гигантскими статуями Давида Микеланджело и Геркулеса с Какусом Баччо Бандинелли, новым пространственным акцентом площади. Стоящая в центре небольшого шестиугольного бассейна колоссальная статуя Нептуна, по величине равная Давиду и Геркулесу с Какусом, не относится к лучшим работам Амманати: облик повелителя морей, его поза несколько неуклюжи, поворот головы слишком резок, сидящая у его ног бронзовая наяда, чей облик (маленькая головка, чрезвычайно удлиненные пропорции тела) соответствует канонам маньеризма, стилистически не совпадает с более классическим обликом Нептуна. Амманати, наряду с монументальной скульптурой, успешно работал и в жанре малой пластики. К числу лучших его работ принадлежит небольшая бронзовая статуя Венеры (1571, Флоренция, палаццо Веккио, студиоло Франческо I), в которой сочетаются утонченная холодность облика с музыкальностью гибкого волнообразного ритма, красотой плавных, текучих линий силуэта.

Лит.: Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М., 1956; Смирнова И. А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусств. М., 1962. Том III; Pope-Hennesy J. Italian High Renaissance and Baroque Sculpture. Greenwich; Milano, 1963; Bush V. The Colossal Sculpture of the Cinquecento. N. Y., 1976.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me