Albers

(Albers, Joseph)

1888, Ботроп, Вестфалия — 1976, Нью-Хейвен.

Немецкий и американский живописец. Учился в художественной школе в Берлине (1913—1915), в мюнхенской Академии художеств у Штука (1919—1920). В ранний период творчества работал в экспрессионистической манере (литографии и гравюры на дереве). В 1920—1933 преподавал в Баухаузе (сначала технику витража и живописи по стеклу, с 1925 — оформление печатной продукции, художественное проектирование мебели, изделий из стекла и металла). После упразднения Баухауза нацистскими властями эмигрировал в США, где активно пропагандировал идеи и практические начинания В. Гропиуса. Преподавал в экспериментальной художественной школе Блэк Маунтин колледж (1933—1949) и в высшей школе дизайна Гарвардского университета (1936—1941). В 1950—1958 был деканом факультета архитектуры и дизайна Йельского университета. Педагогическая деятельность принесла Альберсу множество наград и почетных званий. В своей абстрактно-геометрической живописи Альберс стремился к предельному лаконизму и строгой сбалансированности форм. В большой серии Во славу квадрата (с 1950) вписанные друг в друга квадраты образуют компактный блок; тонко рассчитанные соотношения их цвета, размеров и положения относительно центральной оси порождают разнообразные эффекты колебательных движений, медленных наплывов, сжатия или расширения, взаимного давления конгруэнтных фигур. Единообразный строй композиций обеспечивает постоянство условий в серии многолетних, повторяющихся опытов со зрительными качествами. Теоретическая основа этих живописных экспериментов была изложена художником в книге Взаимодействие цветов (1963). Некоторые полотна Альберса, в которых мастерски используются вибрации контрастных цветов и пересекающихся конфигураций, предвещают направление оп-арта. Продолжая программные начинания Баухауза по художественной организации окружающей среды, Альберс выполнил ряд монументальных настенных композиций, из которых наиболее известны Америка для Аспирантского центра Гарвардского университета (1950), Ворота для здания Тайм и Лайф (1959, Нью-Йорк), Город для здания компании Пан-Америкен (1963, Нью-Йорк), Структурные констелляции на фасаде Музея истории искусств и культуры в Мюнстере (1970).

Лит.: Albers J. Despite Straight Lines. Cambridge (Mass.), 1977; Spies W. Joseph Albers. New York, 1971; Wissmann J. Joseph Albers. Recklinghausen, 1971.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me