Ярнефельт, Эро

(Jarnefelt, Eero)

1863, Выборг — 1937, Хельсинки.

Финский живописец. Родился в семье, тесно связанной с Россией. Его мать, урожденная Е. К. Клодт, — дочь русского гравера К. К. Клодта и племянница известного скульптора П. К. Клодта. Отец — астроном и геодезист, некоторое время работал в Пулковской обсерватории под Петербургом. Начальное художественное образование Ярнефельт получил в рисовальной школе Финского художественного общества в Хельсинки (тогда — Гельсингфорс), которую посещал в 1874 и 1878. Совершенствовался в петербургской Академии художеств (1883—1886) и в Академии Жюлиана в Париже (1886—1888, 1890—1891). В первых произведениях художника заметна связь с русским реалистическим искусством. Нагляднее всего это сказалось в жанровых картинах, отображающих жизнь финского крестьянства. Среди них наиболее известно полотно Подневольный труд (1893, Хельсинки, Атенеум), где представлена повседневная крестьянская работа в трудных условиях Севера. Суровое содержание картины раскрывается с помощью напряженной динамики фигур и резких контрастов цвета. Среди мужчин и женщин, освещенных багровыми всполохами костра, бросается в глаза фигурка девочки с перемазанным сажей лицом. Ее взгляд с укоризной обращен к зрителю. Поиски национальной самобытности, стремление подчеркнуть своеобразный характер родной культуры находят отражение в портретном творчестве Ярнефельта. Он пишет лучших людей страны — ученого Я. Ф. Пальмена (1890, Хельсинки, Атенеум), композитора Я. Сибелиуса (1892, Хельсинки, частное собрание), карельскую сказительницу Ларин Параске (1893, Хельсинки, частное собрание), общественную деятельницу Матильду Вреде (1896, Хельсинки, Атенеум). Оставаясь верным основному принципу правдивой передачи модели, художник всякий раз ищет своеобразное композиционное решение, помогающее раскрыть внутренний мир портретируемого. Ректор Хельсинкского университета, маститый Я. Ф. Пальмен показан в домашнем интерьере. Матильда Вреде изображена на нейтральном фоне. Погруженный в себя взгляд, скромное черное платье, отделанное узкими белыми манжетами и воротником, подчеркивают аскетический облик этой женщины, получившей известность в стране в качестве защитницы и друга заключенных. Выразительностью силуэта портрет, исполненный гуашью, заставляет вспомнить некоторые портретные работы В. Серова. Знаменитый композитор Ян Сибелиус представлен также на нейтральном фоне, его фигура, изображенная в фас, возникает словно из густой тьмы, а взгляд, обращенный к зрителю, внимателен и требователен. И совершенно по-особому решен образ народной сказительницы. Опираясь на черный могильный крест, с глазами, полными слез, она представлена в момент творческого озарения. Пейзажи мастера пронизаны любовью к своей стране. Ему равно дороги и виды зимнего леса с шапками снега на валунах, и берега затаившихся лесных озер. Подчеркнутая орнаментальность в рисунке ветвей деревьев, пластически острое сочетание силуэтного первого плана с несколько размытыми массами фона в работах рубежа XIX—XX вв. свидетельствуют о близости художника к искусству модерна. Помимо станковых произведений Ярнефельт обращался и к монументальной живописи. Им исполнены росписи университета в Хельсинки (1916—1920).

Лит.: Финская живопись. 1750—1900: Каталог выставки. М., 1979; Безрукова М. И. Искусство Финляндии. М., 1986; "Страна живительной прохлады...". Искусство стран Северной Европы XVIII — начала XX века из собраний музеев России: Каталог. М., 2001; Eero Jarnefelt: Katalog. Malmo; Helsinki, 2001.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me