Юорт, Ханс

(Eworth, Hans)

Сведения 1540—1573.

Англо-фламандский живописец. Наиболее значительная фигура в английском искусстве сер. XVI в. Сведения о его жизни отрывочны, атрибуция произведений затруднена в связи с тем, что имя художника появлялось в документах во множестве вариантов написания. В настоящее время принято считать, что его кисти принадлежат работы, подписанные монограммой HE. В 1540 имя мастера было внесено в список антверпенской гильдии Св. Луки. На формирование мастера, очевидно, оказал влияние художник Ян ван Скорель. В 1549 Юорт был уже в Лондоне. Он принадлежал к большому кругу иностранных мастеров, переселившихся на Британские острова, в основном из Нидерландов. Будучи у себя на родине второстепенными живописцами, они сыграли вместе с тем важную роль в приобщении английского искусства к общеевропейской культуре Возрождения. Через них на Британские острова начали проникать идеи маньеризма в его нидерландском и французском вариантах. Работая в жанре портрета, Юорт внес значительный вклад в становление английской национальной традиции в живописи, в ее переходе от Средневековья к Новому времени. Ранний период творчества наиболее тесно связан с маньеризмом. В Портрете сэра Джона Латтрелла (1550, Лондон, Институт Курто) — купца и солдата, участника Шотландской кампании 1547 — отчетливо прослеживаются черты школы Фонтенбло, в особенности в фигурах античных богинь на заднем плане композиции. Юорт воспринимал художественные идеи маньеризма скорее как декоративную систему, порой механически соединяя заимствованные мотивы для придания изображению сложного аллегорического подтекста. С сер. 1550-х в искусстве мастера начинает ощущаться сильное влияние Гольбейна, самого крупного из работавших в Англии портретистов 1-й пол. XVI в., и отчасти Антониса Мора, служившего при дворе Марии I Тюдор. В портретных изображениях, обычно поясных или поколенных, мастер проявляет большую наблюдательность в трактовке характера модели. Особенно ему удаются властные натуры зрелых женщин, как в Портрете леди Дейкер (ок. 1554—1555, Оттава, Нац. галерея) или двойном Портрете Френсис Брендон, герцогини Суффолк, и Адриана Стоука (1559, собрание Уинн-Финч). Мастер крупно лепит массивные фигуры, гордо посаженные головы, используя светотеневую моделировку лиц. В эти же годы Юорт пишет королеву-католичку Марию I, придворным художником которой он был. Художник точно передает ее тонкое фанатичное лицо, подчеркивая заостренность черт угловатыми, геометризированными деталями одежд, воротника и головного убора. Усиливая ощущение одиночества модели, он пишет ее на фоне пустой затененной комнаты. Этот же прием повторен в Портрете лорда Дарнли и его младшего брата (1563, Хемптон-Корт, Королевское собрание), где два мальчика, затянутые в черные костюмы, стоят на фоне пустой тюдоровской галереи. Живя на Британских островах, Юорт все больше проникался образами английского искусства с его хрупкой грацией, внутренним аристократизмом, уплощенной трактовкой форм, пренебрежением к анатомической точности в передаче человеческой фигуры, линеарной манерой исполнения, сочетавшихся со вниманием к внутренней душевной организации модели. Одним из самых прелестных и трепетных образов, созданных мастером, является Портрет Мери Фитцалан, герцогини Норфолк (ок. 1555, частное собрание), отмеченный особой внутренней печалью. Тонкой кистью, почти графически художник прописывает черты лица модели, практически отказываясь от светотеневой лепки фигуры и головы и переносит акцент на цветовое, построенное на локальных, контрастных тонах решение картины. Все большую роль в произведениях Юорта начинает играть изображение костюма елизаветинской поры, с его колкими формами, покрытого кружевами и усеянного драгоценностями. С воцарением королевы Елизаветы I мастер, имевший связи с католическими кругами при дворе Марии Тюдор, лишается монаршего покровительства. Однако в 1569 он пишет аллегорическую картину, прославляющую правящую государыню, — Королева Елизавета и три богини (Хемптон-Корт, Королевское собрание). Переиначивая античную тему суда Париса, он помещает Елизавету на место главного героя, дав ей в руку державу вместо яблока. Античные богини исполнены в стиле школы Фонтенбло и неожиданным образом сочетаются с линеарно написанной, статичной фигурой королевы и изображением Виндзорского замка на заднем плане. Такое необычное соединение разнородных элементов связано с зарождавшимся культом Елизаветы как королевы-девственницы. Эта символически зашифрованная картина Юорта стала едва ли не первой, с которой началось формирование ее монаршего образа. После 1569 произведения мастера редки, их атрибуции не всегда вызывают доверие. Еще раз имя художника появляется в связи с рядом придворных торжеств, устроенных в честь французских послов в 1572—1573. Он выполнил для этих праздников декорации и костюмы. Хотя при Елизавете мастер не был в почете, однако его творчество, безусловно, сыграло важную роль в подготовке расцвета искусства при ее дворе. Другие произведения: Турок на коне (1549, собрание Ярборо), Портрет Томаса Уиндема (сер. 1550-х, частное собрание), Портрет Марии I Тюдор (1554, Лондон, Общество антикваров), Портрет неизвестной (1557, Лондон, галерея Тейт), Портрет Анны, леди Пенруддок (1557, частное собрание).

Лит.: Hans Eworth: Exhibition Catalogue. London, 1965.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me