Юккер, Гюнтер

(Uecker, Gunther)

Род. 1930, Вендорф, Мекленбург.

Немецкий художник. Учился в школе прикладного искусства Берлина-Вейзензе (1949—1953). В 1953 переехал в Западный Берлин. Обучался в Гос. художественной академии Дюссельдорфа (1955—1958). Свое творчество связывал с традициями искусства К. Малевича и П. Мондриана, а также с некоторыми идеями конструктивизма. С 1957 Юккер под влиянием И. Клейна погрузился в теософию и дзен-буддизм. Участвовал в общих выставках вместе с Х. Маком и О. Пине (с 1958) и стал официальным членом группы "Зеро" (1961—1966). Называя свое творчество "дорогой к живописи", Юккер с 1958 создавал объекты и рельефы с гвоздями, часто раскрашивая их в белый цвет. Забивая гвоздь, мастер демонстрировал простое действие, которое содержало в себе некий творческий потенциал: в монотонном повторе механического движения заключалась идея бесконечной жизненной силы, к которой может приобщиться любой человек (принцип серийности произведений также лег в основу творческой стратегии художника и нес заряд оптимизма). Белую краску Юккер, проассоциировав с синтезом всех существующих в мире цветов, интерпретировал крайне субъективно — как триумф над тенью жизни и небытием (Куб, куб, 1967, Дюссельдорф, собрание художника; Художественная акция в помещении Пианохаус Кол, 1964, Гельзенкирхен). Открытый вибрирующий мир своих кинетических произведений Юккер рассматривал как зону поиска не только новаторской изобразительной формы, но и новой философии жизни. Прибитый гвоздь хранил на себе отпечаток руки художника, был свидетелем его физического действия. Свое искусство "нокаутирующего удара" Юккер превратил в подобие телоскопии и фотосинтеза: вибрирующие световые структуры художник рассматривал как способ проекции духовного света из глубин интеллектуальной памяти в открытый космос. В 1964 на выставке Документа 3 в Касселе Юккер представил произведения, выполненные в соавторстве с Х. Маком и О. Пине, — иллюминированные электромеханические конструкции в виде железных дисков с многочисленными дырочками и прорезанными буквами текста (Серебряная мельница, 1964, Мёнхенгладбах, собрание Х. Мака; Белая световая мельница, 1964, Дюссельдорф, собрание художника). Однако из-за своего увлечения теософией и синкретической религией Юккер чувствовал себя одиноко внутри объединения "Зеро", которое впоследствии он иронично назвал "буржуазно-интеллектуальным брудершафтом". С 1970-х Юккер конструировал механизированные мельницы. Движение их подчеркнуто простой архаической формы предрасполагало к тишине и создавало необходимое пространство для медитации: с помощью вращения деревянного горизонтального кола, украшенного несколькими десятками коротких веревок, можно было разровнять песок по аккуратной форме круга и даже начертить на нем кольцевые линии (Мельница-бич, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Художник издавал собственную Газету Юккера (1968—1982). Работал вместе с Гёцем Фридрихом над сценическими декорациями к оперным постановкам Р. Вагнера (Парсифаль, 1976; Тристан и Изольда, 1981, обе — в Гос. опере Штутгарта). Экспериментировал с языком изобразительного искусства и создавал нетрадиционную объемную графику с помощью тиснения бумаги (Звезда Давида, 1995, Берлин, собрание Бундестага). С 1986, после катастрофы на украинской атомной станции в Чернобыле, художник обратился к философской проблеме жизни и смерти человека: монтировал вместе с гвоздями камни, а также неизменно покрывал доски белым клеем и пеплом (Пепелище, 1992—1993; Пепельный сад, 1992, обе — Дюссельдорф, собрание художника). Пепел, напоминая "сожженный свет", рассматривался им как метафора душевной субстанции. Причисляя себя к особому "восточному", глубоко меланхолическому типу мышления, он много путешествовал. Возвратившись из большого путешествия по Транссибирской магистрали через Сибирь, Монголию, Китай, а также поездки в Японию (1984), Юккер начал активно работать с деревом: появилась скульптурная серия высоких пней с символической кроной из настоящих гвоздей (Дерево, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Отныне непосредственное присутствие гвоздей Юккер часто заменял простой метафорой, которую олицетворяли в себе его монументальные конструкции из длинных белых кольев (Дорога с препятствиями, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Ощущая себя настоящим кочевником, Юккер предпочитает проводить время в непрерывных путешествиях по разным странам: к примеру, он посетил Южную Америку (1971), Африку (1972—1973), Азию (1974), Исландию (1985), Россию (1987), Южную Корею (1988).

Лит.: Юккер. Центральный Дом художника на Крымском валу 14 сентября — 1 ноября 1988: Каталог выставки. М., 1988. Stachelhaus H. Zero. Dusseldorf u. a. 1993; Uecker Gunther. Der geschundene Mensch: Katalog / Hrsg. von Institut fur Auslandsbeziehungen. Stuttgart, 1993.

Е. Орлова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me