Штук, Франц фон

(Stuck, Franz von)

1866, Теттенвейзе, Нижняя Бавария — 1928, Мюнхен.

Немецкий живописец, график. Мюнхенская школа. В 1881—1884 учился в Политехнической школе Мюнхена. В 1885 посещал классы мюнхенской Академии художеств, но в основном самоучка. Испытал влияние Бёклина и Ленбаха. Работал в Мюнхене. С 1895 преподавал в мюнхенской Академии художеств. Один из основателей (1892) и президент "Мюнхенского Сецессиона", который, как и возникшие позднее берлинский и венский, стал очагом германского модерна (югендстиля; от названия журнала Югенд, пропагандировавшего этот стиль с 1896). Писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, создавал декоративные росписи, работал в скульптуре. Автор многих рисунков для немецких журналов и газет (Югендстиль, Пан, Летучий листок и др.), плакатов для выставок "Мюнхенского Сецессиона" (1892, 1897). Крупнейшее собрание произведений художника находится в построенной им в 1890-е в стиле модерн вилле в Мюнхене (вилла Штука). Уже в ранних работах проявил себя как выразитель эстетических идей декаданса и тесно связанного с ним символизма. Полные меланхолического оцепенения аллегорические женские образы в полотнах Весна (кон. 1880-х, Дармштадт, Художественная галерея) и Невинность (1889, частное собрание) воплощают идею пробуждения чувства, томления человеческой души. Тема одиночества человека в окружающем мире, обуревающих его инстинктов, высших духовных первоначал, противостояния добра и зла выражена в аллегорической форме в картинах Медуза (1892, Мюнхен, Новая пинакотека), Люцифер (1890, София, Нац. галерея), Поцелуй сфинкса (1895, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Страж рая (1898, Мюнхен, Новая пинакотека). Этими идеями эстетики декаданса руководствовались художники-символисты в своих произведениях. В символе, его многозначности видит художник главное условие искусства. Присущий этим полотнам оттенок мистицизма свидетельствует о влиянии живописи Бёклина. Порыв неосознанного человеческого чувства, пантеистического преклонения перед природой и одновременно ностальгия по культуре прошлого свойственны картинам Штука на сюжеты из античной мифологии (Борющиеся фавны, 1889, Мюнхен, Новая пинакотека; Летнее наслаждение, 1890, Мюнхен, вилла Штука; Вакханалия, 1905, Бремен, Кунстхалле). Миф сливается в них с индивидуальной фантазией художника. Синтез идеального и чувственного начал, тяготеющий к эротизму, воплощают выступающие из темного фона фигуры "роковых женщин" в полотнах Грех (1893, Мюнхен, Новая пинакотека) и Саломея (1906, Мюнхен, Дом-музей Ленбаха). Характерная для эстетики декаданса рубежа XIX—XX вв. тема разрушения, смерти получает развитие в полотнах Война (1889, Мюнхен, Новая пинакотека) и Дикая охота (1899, Париж, музей Орсе). Символические образы рождают в них чувство мистического возбуждения, что унаследуют немецкие экспрессионисты. В ранних произведениях художник уделял большое внимание передаче пластики фигур, натурному наблюдению при всей призрачности изображаемого им мира. В поздних работах (триптих Воздух. Земля. Огонь, 1913, Лондон, галерея Пикадилли) стихия живописной материи одерживает победу над формой, утрачивающей свою определенность. Но одновременно в некоторых работах возрастает роль четкого и гибкого контура (триптих Танец, 1910-е, Мюнхен, вилла Штука), всегда игравшего значительную роль в живописи мастеров символизма и модерна. Чувство гармонии линии тонко передают и рисунки художника (Бремен, Кунстхалле), а также его известные плакаты для 1-й и 7-й выставок "Мюнхенского Сецессиона" с изображением Афины Паллады. Любовь к декоративному украшению своих произведений, рукотворности, характерной для мастеров модерна, проявилась в привычке художника изготовлять рамы для собственных полотен. В портретах Штука проявились его мастерство рисовальщика и живописца, а также некоторая салонность образов, идущая от Макарта и Ленбаха (Римлянка, частное собрание; Автопортрет с женой, 1907, Мюнхен, вилла Штука; Жюлиана Дери, частное собрание). Унаследованная от романтиков мастерами символизма и модерна идея взаимопроникновения различных искусств получила воплощение в архитектурно-декоративном ансамбле особняка художника. В архитектуре и оформлении интерьера он выразил свое представление о преображении повседневной жизни посредством искусства. Для интерьера виллы им исполнены декоративные панно (Помпеянская стена, 1898) и бронзовые скульптуры (Атлет, Амазонка). Искусство Франца фон Штука, крупнейшего мастера немецкого югендстиля, было значительным явлением художественной жизни Германии рубежа XIX—XX вв. Его живопись оказала влияние на художников европейского модерна и экспрессионизма.

Лит.: Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989; Meissner F. H. Franz von Stuck. Berlin, 1899; Nicodemi G. Franz von Stuck. Bergamo, 1936; Sailler A. Franz von Stuck. Munchen, 1969; Voss H. Franz von Stuck. Munchen, 1974.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Штук, Франц фон — Штук (Stuck), Франц фон (1863—1928), немецкий живописец и скульптор. Сочетал черты академического натурализма и стиля модерн. Под влиянием Ф. Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито «брутальной» символикой («Борющиеся фавны», 1889). Большая биографическая энциклопедия