Шкрета, Карел

(Škréta, Karel)

1610, Прага — 1674, Прага.

Чешский живописец эпохи барокко. Учился в Праге у Э. Саделера. С 1630 по 1635 провел в Италии (Венеция, Болонья, Рим), где был связан с мастерами венецианской (Т. Тинелли) и французской живописи, жившими тогда в Риме (Вуэ, Пуссен, Лоррен). В 1635 возвращается в Центральную Европу. С 1638 работает в Праге, где основывает мастерскую. В 1653—1661 старейшина живописного цеха в Праге. Творческая деятельность Шкреты протекала в нелегких условиях существования Чехии. Еще недавно игравшая одну из главных ролей в политической и культурной жизни Центральной Европы, страна с 1620 потеряла независимость и попала под власть австрийских Габсбургов. Прежние религиозные свободы и веротерпимость сменились господством католицизма. По чешским землям прокатывались бури Тридцатилетней войны. Однако и эта трагическая эпоха чешской истории сопровождалась расцветом искусства, в котором живопись Шкреты заняла первенствующее место. Своеобразно продолжив национальные художественные традиции, переплавив в своем творчестве ведущие стилевые течения эпохи, мастер силой своего самобытного таланта поднял чешское искусство эпохи барокко на уровень европейских школ. Творческое наследие Шкреты включает в себя как произведения на религиозные темы, так и портретную живопись. В числе первых следует особо отметить монументальные циклы Житие св. Вацлава (из 32 полотен сохранилось 6; 1641—1643, Прага, Нац. галерея; Мельник, Замковая галерея; Оломоуц, Областная галерея) и Страсти Христовы (10 картин, 1673, Прага, костел Св. Микулаша на Малой Стране). Композиционно-декоративный строй этих произведений весьма характерен для XVII в. Барочный пафос сочетается в них с интересом к реальным деталям, драматические световые контрасты — с крепкой пластикой фигур. Эти свойства творческой манеры Шкреты по-своему проявились в портретах — высшей точке искусства мастера. Люди трудной противоречивой эпохи чешской истории представлены на его полотнах во всей сложности своего психологического образа. Сосредоточивая внимание на лице и руках модели, Шкрета воплощает их облик с непререкаемой материальной убедительностью. Идущее от барочного искусства ощущение тока жизненных сил выражено не внешним действием и жестом, а с помощью глубокого проникновения в конкретный человеческий характер. Энергичная лепка лиц, выхваченных светом из темного фона, тонкая проработка цветовых нюансов выявляет не только физиономическую индивидуальность, но и самую душу портретируемого: Портрет миниатюриста (1634—1635), Портрет мужчины с белокурыми волосами (1640-е), Портрет Б. де Витте (ок. 1650, все — Прага, Нац. галерея), Портрет И. Е. Витановского (1660, Рыхнов, Замковая галерея) и др. Особое место занимает Портрет ювелира Д. Мизерони с семьей (ок. 1653, Прага, Нац. галерея), в котором художник в сложном по композиции многофигурном произведении дает разноплановую характеристику личности в ее профессиональных, семейных и общественных связях. Творчество Шкреты, его портретная живопись повлияли на искусство чешских мастеров последующих поколений.

Лит.: Тананаева Л. И. Карел Шкрета. М., 1990.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me