Шарден, Жан-Батист Симеон

(Chardin, Jean-Baptiste Simeon)

1699, Париж — 1779, Париж.

В 1724 был принят в Академию Св. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр). К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. С этой поры Шарден обращается к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам в "голландском" духе, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности (Ребенок с волчком, 1738; Молитва перед обедом, 1740; Утренний туалет, 1741, все — Париж, Лувр). Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена: "Кто вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством". В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!.. Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, — они равно совершенны… Это — сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета". В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац. галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр), или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником "тихой жизни", поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Последние годы его жизни были омрачены отставкой в Академии, охлаждением публики и ослабевшим зрением. Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775; Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу.

Лит.: Немилова И. С. Шарден и его произведения в Эрмитаже. Л., 1961; Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981; Wildenstein V. Chardin. Zurich, 1963.

Н. Золотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me