Чедини, Костантино

(Cedini, Costantino)

1741, Венеция — 1811, Венеция.

Итальянский живописец, Последователь манеры Дж. Б. Тьеполо. В творчестве Чедини уже сказалось влияние эклектики. Он имел много заказов и пользовался большой известностью, будучи избранным в 1804 президентом Академии художеств Венеции. Подобно другим своим современникам, он цитировал приемы С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, обращался к модной технике гризайли. В одном из залов палаццо Эмо Каподилиста в Падуе (1770) художник изобразил сцену веселого свадебного торжества с нарядной публикой и проносящимся кортежем жениха и невесты, расположив ее за иллюзорной архитектурной балюстрадой. А во фресках Каминного зала палаццо Дольфин-Манин, выстроенного венецианским архитектором Дж. А. Сельва, написал сцены из истории Рима (Кальпурния пытается помешать Цезарю отправиться в Сенат; Эрсилия умоляет Ромула пощадить сабинянок; Волумния и Кориолан), прославлявшие храбрость и гражданские добродетели, окружив их стукковой декорацией с античными орнаментальными мотивами. Эти сюжеты, повествующие о защитнике древнеримских законов консуле Кальпурнии, выступавшем против Цезаря на судебном процессе, или завоевателе Карфагена, противнике деспотизма Тиберия Гракха — Сципионе были особенно популярны в эпоху неоклассицизма. Они напоминали о славном прошлом, ассоциировавшемся с мыслями о настоящем и будущем Италии. Вслед за С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо художник изображал эти сцены в расширявших сценическое пространство архитектурных декорациях, придавая им жанровый характер.

Лит.: Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me