Хем, Ян Давидс де

(Heem, Jan Davidsz de)

1606, Утрехт — 1684, Антверпен.

Голландский живописец. Мастер натюрморта. Учился у Б. ван дер Аста в Утрехте. Работал в Лейдене (1625—1636), Антверпене, где жил в 1636—1658 и после краткого пребывания в Утрехте в 1669—1672 вторично в 1672—1684. Восприимчивый к воздействию различных художественных течений, де Хем создавал картины первоначально в духе тщательно выписанных архаичных цветочных и фруктовых натюрмортов Б. ван дер Аста, затем в Лейдене обратился к жанру натюрмортов Vanitas (аллегория бренности) в манере группы художников, находившихся под влиянием Рембрандта. В Антверпене, завоевав широкую известность, сблизился с традициями фламандского натюрморта Ф. Снейдерса и создателя цветочных гирлянд Даниэля Сегерса. Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (П. Клас, В. Хеда) соединилось здесь с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ (Натюрморт с десертом, 1640, Париж, Лувр; Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами, ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Его произведениям, рассчитанным прежде всего на создание эффектного зрелища, не хватало, однако, столь типичного для фламандской живописи ощущения стихийной полноты жизни. Сочетание декоративной пышности и суховатого рационализма отличает прославившие де Хема цветочные натюрморты, соединяющие в сложной, искусно построенной композиции многочисленные растения, цветущие в разное время года, с тщательно изображенными мельчайшими деталями, в том числе всякого рода насекомыми — мухами, бабочками, гусеницами, стрекозами и т. п. Наделенные тонким чувством колорита, роскошные букеты де Хема не только дарили эстетическое наслаждение, но и погружали современного ему зрителя в мир многозначных символических образов, связанный с идеей бренности, скоротечности всего земного, цветения и увядания, жизни и смерти (Фрукты и ваза с цветами; Memento Mori, Череп и букет цветов, обе — Дрезден, Картинная галерея; Плоды и ваза цветами, 1655, Цветы в вазе, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Высокая культура цветоводства в Голландии, любовь к цветам, их скрытый религиозный и светский язык иносказаний способствовали исключительному успеху этого жанра в разнообразных кругах общества; произведения де Хема, его учеников и последователей, писавших картины по эскизам мастера, широко распространялись в художественных центрах Голландии и Фландрии.

Лит.: Щербачева М. Натюрморт в голландской живописи. Л., 1945; Stilleben in Goldener Jahrhundert Jan Davidsz de Heem und sein Kreis. Ausstellung (1991; Utrecht / Braunschweig). Braunschweig, 1991.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me