Хегедушич, Крсто

(Hegedusic, Krsto)

1901, Петриня — 1975, Загреб.

Хорватский живописец и график. Учился в загребской Академии художеств (1920—1926) и в Париже как стипендиат французского правительства (1926—1928). Вернувшись на родину (1928), жил в Загребе и с. Хлебине, где в 1930 основал Школу народных художников-примитивистов. Один из инициаторов создания прогрессивного художественного объединения "Земля" в Загребе (1929). С 1936 преподавал в загребской Академии художеств, с 1950 руководитель ее Школы мастеров. С 1957 директор Графического института Югославской академии наук и искусств. Неоднократно посещал европейские страны. Выступал как художественный критик, сотрудничал в журналах Данас (с 1934) и Печать (с 1939). Живописные и графические работы Хегедушича свидетельствуют об интересе художника к жизни народа. В ранних рисунках (1920-е) запечатлен мир отверженных: нищих, безработных, крестьян-бедняков. В живописи 1920—1930-х преобладает тема деревни. Жанровые сцены исполнены в манере, близкой искусству примитива: локальная раскраска без моделировки объема цветом, грубоватый рисунок, обобщающий форму и силуэт, подчеркнутая декоративность композиционного решения (Пятеро в корчме, 1927, Белград, частное собрание). В дальнейшем в творчестве Хегедушича усиливаются черты социальной критики. В картине Реквизиция (1929, Риека, Современная галерея) показана деревня, в которой власти жестоко расправляются с крестьянами. Художник прибегает к панорамному изображению, позволяющему разместить на полотне несколько отдельных выразительных эпизодов. Прием трагического гротеска в трактовке крестьян, восходящий к творчеству Питера Брейгеля Мужицкого, станет характерным для ряда работ Хегедушича начала 1930-х (Наводнение, 1932, Загреб, Современная галерея). В серии рисунков (34 листа) кон. 1920 — нач. 1930-х, изданных в Загребе под названием Подравские мотивы (1933), представлены и современная художнику нищая хорватская деревня, и убогий быт городской окраины. Здесь художник прибегает к гротеску, программному антиэстетизму, используя нарочито грубый, угловатый рисунок, соответствующий запечатлеваемым образам. Сатирический гротеск в живописных произведениях порой сопровождается иносказанием, метафорой. В картине с латинским названием Justitia (1934, Скопье, Художественная галерея) мастер как бы подытоживает все свои наблюдения, показывая деревню, в которой жандармы избивают, пытают и вешают людей. Аллегорическая фигура Справедливости в ужасе бежит из этого места. В послевоенные годы художник остается верен прежней живописной манере, однако тематика его работ меняется. Значительное место занимает отражение тягостных впечатлений оккупационных лет: Мертвые воды (1956, Любляна, Художественная галерея), Стражники концлагеря (1957), Транспорт узников (1963). В других произведениях нарастают ноты пессимизма (Засуха, 3 варианта — 1957, 1959, 1961) и чувства одиночества и неприкаянности во враждебном мире (Двор, 1958). Творчество Хегедушича сыграло также важную роль в сложении и развитии живописи примитивистов — одной из существенных ветвей многоликого хорватского искусства.

Лит.: Bihalji-Merin O. The Art of Krsto Hegedusic. Beograd, 1959; Krsto Hegedusic. Izlozba kartona. Varazdin, 1975.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me