Хартунг, Ганс

(Hartung, Hans)

1904, Лейпциг — 1989, Антиб.

Французский живописец немецкого происхождения. Представитель абстракционизма. C 1922 искал приемы абстрактной выразительности в рисунке и акварели. Изучал философию и историю искусств в Лейпцигском университете (1924—1925). Обучался живописи в Академиях художеств Лейпцига, Дрездена (1925—1926) и Мюнхена (1928). В 1926—1930 много путешествовал, при посещении Парижа увлеченно изучал живопись кубистов и фовистов. После недолгого пребывания в Берлине, спасаясь от нацизма, переселился в Париж в 1935. К 1938 сложился стиль Хартунга, в котором основным формообразующим элементом является красочное пятно с его тональными модуляциями. В живописных полотнах и пастелях 1940-х преобладает черный цвет; широко прописанные поверхности рассекаются моментальными росчерками, напоминающими осцилляции сейсмографа (Без названия, 1946, частное собрание; Т. 1949—26, 1949, Стокгольм, Музей современного искусства). В работах 1950-х пучки черных вертикалей, нанесенные энергичным повелительным жестом, пересекаются быстрыми пробегами горизонтальных мазков (Т. 1956—14, 1956, Париж, Нац. музей современного искусства). Эффект молниеносной, бравурной скорописи усиливается в некоторых полотнах яркими проблесками контрастного цвет- ного фона (Т. 1950. 8, 1950, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Т. 1951. 12, 1951, Базель, Художественный музей). Жидкая краска (акрил, масло, разбавленное бензином) с большой точностью запечатлевает движение руки художника, степень нажима кисти, короткие удары, мгновенные взмахи или длительные скольжения по холсту. Хартунг, понимавший живопись как "действие на холсте", стал предтечей американского абстрактного экспрессионизма и крупнейшей фигурой европейской лирической абстракции — ташизма (Т. 1967/Н25, 1967, Париж, Нац. музей современного искусства). Принцип "живописи действия" предопределил поиски новых техник и методов. Граттажи Хартунга (рисунки приемом процарапывания непросохшей красочной массы) отличаются изощренным графизмом (Живопись, ок. 1971, частное собрание). В полотнах, исхлестанных связками ветвей, брызги краски порождают эффект вихревого движения в бесконечном пространстве (ТR41 Т 1989; Е 14, 1989, Париж, частные собрания). Хартунг занимался также графикой и фотографией.

Лит.: Descargues P. Hans Hartung. Paris, 1977; Daix P. Hans Hartung. Paris, 1991.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me