Хаккерт, Якоб Филипп

(Hackert, Jacob Philipp)

1737, Пренцлау — 1807, Сан Пьетро ди Кареджо, близ Флоренции.

Немецкий живописец, рисовальщик. Учился у отца, портретиста Ф. Хаккерта. С 1754 занимался в берлинской Академии, проявляя интерес к пейзажной живописи. С 1762 жил в Померании, в 1765—1766 — в Париже и Нормандии. Много путешествовал по Италии. С 1782 жил в Неаполе, где работал в качестве придворного художника Фердинанда IV, имел мастерскую в королевском дворце в Казерте. В 1787 познакомился с И. В. Гёте, который написал о нем, как и о Тишбейне, биографический очерк (1804). В 1799 работал в Пизе и Флоренции. С 1800 поселился в Сан Пьетро ди Кареджо, близ Флоренции. Работал как пейзажист, делал рисунки с натуры, занимался акварелью. Известно, что во Франции Хаккерт писал небольшие пейзажные виды Парижа гуашью. В 1768 вместе с братом Иоанном по приглашению их друга Г. Гамильтона художник едет в Рим. Сформировавшись в Германии в кругу поклонников эстетических идей И. И. Винкельмана, И. Г. Зульцера и Менгса, в Риме художник сблизился с колонией работавших здесь иностранных мастеров. В 1774 совершил поездку в Неаполь, выполнив серию рисунков для издания лорда Уильяма Гамильтона Кампи Флегрей. В 1777 путешествовал по Сицилии, откуда привез много зарисовок храмов Селинунта и Сегеста. Ранние живописные произведения 1760—1770-х — Вилла Альбани в Риме (Дессау, Художественная галерея), Развалины храма в Сегесте (1778, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Утро в окрестностях Рима, Вечер (оба — 1779, Москва, музей-усадьба "Архангельское"), Пейзаж с развалинами храмов Конкордии и Юноны Матроналии в Агридженто на Сицилии (1778, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) исполнены в традиции "героического" пейзажа с античными постройками и стаффажем. Они написаны в светлой холодной гамме с суховатыми панорамными далями. В пейзажах 1780-х с видами Неаполя, Сицилии, Рима в более мягком сближении планов, золотистом свете и дымчатом нежном сфумато чувствуется влияние живописи Лоррена (Итальянский пейзаж. Вид Байи и Поццуолли, 1785; Пейзаж со стадом у реки, 1787, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Группа в римском пейзаже, 1789, Швейнфурт, частное собрание). Изображение водопадов Тиволи в картинах Большие каскады в Тиволи (1783, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и Каскад в Тиволи (1785, Гамбург, Кунстхалле) в отличие от акварелей и живописных произведений К. Блехена на эту же тему несет в себе еще классицистическое решение пейзажа. Но в самом характере избираемого мотива, интересе к передаче более тонких и естественных эффектов освещения чувствуются отзвуки предромантических веяний времени. Европейская известность пришла к художнику после исполнения в 1771 серии баталий для русского двора, посвященных разгрому турецкого флота в Эгейском море во время войны 1768—1774. Шесть полотен серии украшали дворец Екатерины II в Петергофе (ныне картины и эскизы находятся в Петродворце, Эрмитаже, Гатчинском дворце). Стремясь к документально точному воспроизведению кораблей русской эскадры и флагманов турецкого флота, художник выезжал на базу российского флота в Ливорно в 1770. Построение пейзажного пространства в картинах серии достаточно однообразно — корабли русских и турецких эскадр изображены на фоне гористой волнообразной линии берега. Свободнее по композиции и живописному исполнению серия эскизов, написанных более темпераментным мазком. Мастерски переданы Хаккертом сцены ночных сражений, предвосхитившие интерес к эффектам ночного освещения у романтиков. В полотне Гибель турецкого флота в Чесменском бою (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) огненные вспышки пожара в глубине морского пространства рождают впечатление гигантского размаха происходящего боя. Сюжеты Чесменских баталий художник неоднократно повторял по заказам европейской знати. Авторитет Хаккерта в России был чрезвычайно высок, о чем свидетельствует отправка к художнику в качестве пенсионеров петербургской Академии Ф. Матвеева и М. Иванова. Контакты художника с Россией продолжались, он выполнял пейзажи для Екатерины II, Строгановых, А. К. Разумовского, Н. Б. Юсупова. В России же он был только однажды, доставив в годы войны 1768—1774 полотна Чесменской серии. Пейзажи Хаккерта с видами Сицилии, Неаполя и его окрестностей, изображением гаваней, событий, связанных со спуском кораблей на воду, высоко ценились при неаполитанском дворе. Художник выполнял и отдельные поручения короля Неаполя, возглавив, например, доставку в Неаполь из Рима античных памятников из знаменитой коллекции Фарнезе. Живописная и графическая манера Хаккерта оказала большое влияние на пейзажистов, работавших в Риме. Одним из самых известных его последователей в Италии был Дж. Б. Басси.

Лит.: Семенович Н. Н. Картина Якоба Филиппа Хаккерта "Гибель турецкого флота в Чесменском бою" ("Сожженный флот") // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1984. Вып. 49; Никулин Н. Н. Якоб Филипп Хаккерт. Эскизы к Чесменской серии картин в Петергофе // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб., 1994; Lohse B. Jacob Philipp Hackert. Emsdetten, 1936; Philipp Hackert alla corte di Napoli. 1782—1799: dalla biografia di J. W. Goethe. A cura di F. Mancini. Napoli, 1988; Nordhoff C., Reimer H. Philipp Hackert. 1737—1807. Verzeichnis seiner Werke. Berlin, 1994. Bd. 1, 2.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me