Фудзита, Леонард Цугухару

(Foujita, Leonard-Tsuguharu)

1886, Эдогама — 1968, Цюрих.

Японский живописец, представитель интернациональной парижской школы. С 1905 обучался в Школе изящных искусств Токио, получив уроки европейской живописной системы от своего учителя Сейки Курода. Завершив образование, в 1913 отправился в Париж. Встреча с Пикассо вызвала кратковременный интерес художника к опытам кубизма. Более ощутимо влияние Анри Руссо, Мари Лорансен, Амедео Модильяни в ранних парижских пейзажах и особенно — в изображениях обнаженных женских фигур (Обнаженная, 1922, Париж, Гор. музей современного искусства; Две подруги, 1926, Женева, музей Пти-Пале, Музей современного искусства). Характерные для новейших европейских мастеров линейные стилизации претворяются Фудзита в контексте национальной японской традиции. Графизм, четкая прорисовка мелких деталей, нередко символических, светлый колорит с переливами "молочных" и перламутровых оттенков — эти стилевые особенности привлекли великосветскую публику и определили его место как модного портретиста эпохи ар деко. Не последнюю роль в этом сыграли и типичное для того времени увлечение "японизмом", и эксцентричность самого художника, ставшего одной из самых заметных фигур артистической богемы Монпарнаса, своеобразным воплощением духа "безумных двадцатых". Во множестве автопортретов запечатлен необычный облик — перекрывающая лоб челка темных волос, узкие глаза за кругами очков, национальный костюм и характерная поза японца, сидящего со скрещенными ногами (Автопортрет, 1921, Брюссель, Музей современного искусства; Автопортрет в мастерской, 1926, Лион, Музей изящных искусств). В 1930, потерпев финансовый крах в связи с экономическим кризисом, отправился на родину. В 1950 вернулся во Францию.

Лит.: Buisson S. D. La vie et l’?uvre de Leonhard-Tsuguharu Foujita. Paris, 1987.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me