Фотрие, Жан

(Fautrier, Jean)

1898, Париж — 1964, Шатне-Малабри.

Французский живописец. С 1909 жил в Англии, где с 14-летнего возраста обучался в Королевской академии художеств. В 1917 вернулся во Францию. Портретные работы нач. 1920-х отмечены влиянием примитивизма (Тирольские женщины в праздничных костюмах, или Воскресная прогулка, Париж, Нац. музей современного искусства). В сериях 1926—1930 — Горные пейзажи, Ледники, Обнаженные, Разделанные туши — экспрессивная живопись приближается к грани абстрактного искусства (Голубое озеро II, 1926, Париж, Нац. музей современного искусства; Ледник, 1926, Фрибур, галерея Лиммер). В 1943 был арестован гестапо, но затем освобожден; поселился в Шатне-Малабри, между домом умалишенных и местом, отведенным для расстрелов. В этом году им выполнены первые картины большой серии Заложники, в которых эмоциональное состояние ужаса, негодования передано особой живописной техникой: толстый красочный слой, нанесенный поверх наклеенной на холст бумаги, обрабатывался глубокими бороздами, царапинами, затем присыпался порошковой краской и покрывался лаком. Вздутые, истерзанные фигуры в этих работах А. Мальро назвал "иероглифами страданий" (Еврейка, 1943, Париж, Нац. музей современного искусства; Голова заложника, 1944, Фрибур, галерея Лиммер; Расстрелянный, 1943, Женева, частное собрание). После окончания войны Фотрие продолжал работать теми же приемами, став одним из видных представителей "информального искусства" (Нежная женщина, 1946, Париж, Нац. музей современного искусства; серия Партизаны Будапешта, 1957; Заход солнца в Алабаме, 1957, Париж, Нац. музей современного искусства).

Лит.: Ragon M. Fautrier. Paris, 1957; Bucarelli P. Fautrier. Milano, 1960; Paulhan J. Fautrier l’enrage. Paris, 1962.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me