Фор(Пфор), Франц

(Pfohr, Franz)

1788, Франкфурт — 1812, Альбано.

Немецкий живописец, рисовальщик. Принадлежал к кругу ранних романтиков- назарейцев, работавших в Италии. С 1810 жил в Риме, изучал живопись раннего Рафаэля (совершил с Ф. Овербеком путешествие в Урбино), итальянских "примитивов", испытав, как и другие назарейцы, влияние труда И. Д. Пассавана об итальянской средневековой живописи. Коллекционировал графику А. Дюрера. О художественных идеалах художника свидетельствует полотно Суламифь и Мария (1811, Швейнфурт, Музей Г. Шафер), решенное в форме средневекового диптиха. Суламифь и Мария олицетворяют, как и в произведениях Ф. Овербека и Ф. Вейта, Италию и Германию: Суламифь изображена в саду и напоминает мадонн Дюрера, Мария — сидящей у окна в средневековом интерьере. Иконография заимствована Фором из работ Дюрера и итальянских мастеров XIV—XV вв. В 1819 его произведения выставлялись на первой совместной выставке назарейцев в римском палаццо Каффарелли, организованной по инициативе Доротеи Шлегель. В Италии художник много рисовал, как и все члены "Lucasbund" (Братства Св. Луки), созданного назарейцами. Он запечатлевал виды ландшафтов Италии (альбом акварелей Ricordi d’Italia, Кассель, Гор. Художественное собрание), портреты своих друзей и современников (Портрет Ф. Овербека; Портрет Ф. Вейта; Портрет Карла Барг, Йоханна Бук, Фридриха Рокерт, все — Гейдельберг, Музей земли Рейнланд-Пфальц), ряд автопортретов. Исполненный в манере линейного рисунка, культ которого существовал у назарейцев, лист Кафе "Греко" (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) передает характерную сцену из жизни членов братства, любивших бывать в этом римском кафе. Создал в Италии иллюстрации к романтическому произведению И. В. Гёте Гетц фон Берлихинген (1809, Карлсруэ, Кунстхалле) и на тему из средневековой истории Германии — полотно Въезд Рудольфа Габсбургского в 1239 году в Базель (1808—1810, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).

Лит.: Deutsche Malerei im 19. Jahrhundert. Ausstellung. Katalog. Germanisches Nationalmuseum. Nurnberg, 1977; I Nazareni a Roma. Galleria Nazionale d’arte moderna. Roma, Valle Giulia, 22 gen. — 22 marzo 1981. Roma, 1981.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me