Фонтанези, Антонио

(Fontanesi, Antonio)

1818, Реджо Эмилия — 1882, Турин.

Итальянский живописец, гравер. Учился у П. Мингетти в Школе искусств Реджо Эмилии. С 1847 переехал в Турин. В 1848 принял участие в событиях Рисорджименто в Турине и Милане, эмигрировал в Швейцарию, где работал в Лугано (1848—1850) и Женеве (1850), испытав влияние А. Калама. В 1856 путешествовал по Италии. В сер. 1850-х посетил Францию, познакомился с Коро, Добиньи, мастерами барбизонской школы. В 1860 снова побывал в Женеве. С 1861 жил во Флоренции, сблизившись с мастерами "Школы маккьяйоли". В 1867 начал преподавать в Академии художеств Флоренции. Посетив в 1865—1867 Англию, имел возможность увидеть работы английских пейзажистов XIX в. В 1868 преподавал в Лукке, а с 1869 возглавил кафедру пейзажной живописи в туринской Академии Альбертина. В 1875—1878 жил в Японии, преподавая живопись в Академии художеств Токио. С 1878 продолжил преподавательскую деятельность в Академии Альбертина. Писал пейзажи, занимался офортом и литографией. В полотнах 1840—1860-х Утро (1858, Турин, Гор. галерея), Горная тропа (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), У источника (1865, Рим, Нац. галерея современного искусства), Вечер, Серое небо, Луг среди тополей (все — Турин, Гор. галерея) виды равнинного ландшафта Пьемонта переданы в манере тональной живописи "пейзажа настроения" сер. XIX в. Картины нач. 1860-х, исполненные в манере пленэрной живописи "маккьяйоли": Мельница (Турин, Гор. галерея), Закат на Арно (Флоренция, галерея Питти), — более правдиво и непосредственно передают виды окрестностей Флоренции. В 1870-е Фонтанези вновь возвращается к манере тонального пейзажа. В картинах Апрель (1873), На По, Осень в Дельфинато (все — Турин, Гор. галерея), Облака (Турин, частное собрание) с лиризмом воссозданы пейзажные мотивы, увиденные художником в моменты летнего вечернего освещения, пасмурного осеннего дня или полной весеннего пробуждения природы. Свои пейзажи Фонтанези переводил в офорт и литографию. Графика художника оказала влияние на творчество многих итальянских мастеров 2-й пол. XIX в., в частности на Фаттори.

Лит.: Lavagnino E. L’Arte moderna. Dai neoclassici ai contemporanei. Vol. 1. Torino, 1956; Nicodemi G. I Grandi pittori dell’Ottocento italiano. I pittori di Alta Italia. Milano, 1961; Del Guercio A. La pittura italiana dell’Ottocento. Torino, 1982.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me