Фишер Младший, Петер

(Vischer, Peter der Jungere)

1487, Нюрнберг — 1528, Нюрнберг.

Немецкий скульптор и литейщик эпохи Возрождения. Первоначальное обучение прошел в мастерской отца — Петера Фишера Старшего. В 1507—1509 совершенствовал свои знания в Италии, предположительно в Падуе, где научился способу литья по восковой, а не деревянной модели, как это было принято ранее. По возвращении на родину принял участие в работе над ракой Св. Зебальда (1508—1519, Нюрнберг, церковь Св. Зебальда). Ему принадлежит большая часть скульптурного декора, в изобилии украшающего раку. Самые крупные статуи — апостолы, окружающие реликварий святого, решены еще достаточно традиционно. В том же ключе исполнены располагающиеся в торцах нижней части арки фигуры св. Зебальда и главы мастерской, отливавшего это сложнейшее по архитектуре и пластике произведение, — Петера Фишера Старшего. Это пожилой бородатый ремесленник в сапогах и кожаном фартуке. На голове у него что-то вроде каски, в руках инструменты, он как будто собирается приступить к своему тяжелому труду. Недаром у подножия его статуи вырезаны слова: "Начато мною, Петером Фишером, в 1508". Прочие многочисленные фигурки и рельефы усеивают почти всю поверхность сооружения. Здесь мифологические герои и всевозможные создания античной фантазии, столь распространенные в искусстве Возрождения — путти и сатиры, наяды и тритоны, древнеримские божества. Все фигуры исполнены с необычайной свободой, разнообразны их позы и движения. Об авторстве Петера Фишера Младшего свидетельствуют старые источники. Да и надпись на цоколе раки, исполненная после завершения всех работ, называет в качестве исполнителей уже не только Фишера-отца, но и его сыновей. Другим значительным произведением Фишера Младшего была решетка для капеллы Фуггеров в Аугсбурге (1525, Аннеси, Музей). По манере исполнения и содержанию фрагменты не сохранившейся полностью решетки близки к изображениям раки Св. Зебальда. Здесь представлены сцены из античной мифологии: битва с кентаврами, музицирующие путти и сатиры. Поражают богатство творческой фантазии мастера, легкость и непринужденность в передаче обнаженного тела и движения. Петер Фишер Младший работал и в новом для немецкого искусства жанре мелкой пластики, в частности, скульптурной плакетки. Здесь он также обращается к образам античности. Известны 2 варианта плакетки с изображением Орфея и Эвридики (1514, Берлин, Гос. музеи; Вашингтон, Нац. галерея искусства) — произведения, вполне ренессансные по духу. Творчество мастера имело много подражателей среди немецких скульпторов его поколения.

Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Stafski H. Der Jungere Peter Vischer. Nurnberg, 1962.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me