Фаттори, Джованни

(Fattori, Giovanni)

1825, Ливорно — 1908, Флоренция.

Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Тосканская школа. Учился в Ливорно у Дж. Бальдини. С 1846 по 1849 занимался у Дж. Беццуолли во флорентийской Академии художеств. В 1848—1849 принимал участие в революционных событиях Рисорджименто. Произведения, созданные после окончания Академии, выполнены в традициях романтической итальянской живописи сер. XIX в. (Прощание с жизнью, 1854, Ливорно, частное собрание; Мария Стюарт в лагере Крокстона, 1858—1859, Флоренция, галерея Питти). В кон. 1850-х возглавляет художественно-выставочное объединение "Школа маккьяйоли", в которое вошли молодые живописцы Тосканы С. Лега, Т. Синьорини, А. Чечони, О. Боррани, а также художники, приехавшие во Флоренцию из других областей Италии. Вместе с мастерами этого объединения впервые показал свои работы в 1861 на Всеитальянской выставке во Флоренции. "Бунт" "маккьяйоли" против академических принципов обучения проявился в отказе от традиционных сюжетов из мифологии, античной и христианской истории, в обращении к темам из современной действительности. Новая живописная техника "маккьяйоли" — живопись цветовым пятном (pittura di macchia) — позволяла фиксировать на пленэре светоцветовые изменения натуры. Среди собиравшихся в флорентийском кафе "Микеланджело" "маккьяйоли" Фаттори был признанным авторитетом, и его мнение высоко ценилось участниками происходивших здесь дискуссий. В манере живописи цветовым пятном художник начал работать в кон. 1850-х. По-веристски документально повествовали о событиях Рисорджименто его ранние большие полотна (Итальянский лагерь в битве при Маджента, 1861—1862; Битва при Кустоце, 1876—1878, оба — Флоренция, галерея Питти), небольшие полужанровые-полубытовые сценки (Трое солдат, 1859—1860, Генуя, частное собрание; Отдых кавалерии, 1860-е, Ливорно, частное собрание; Белая стена, ок. 1870, Вельданьо, собрание Марццотто). Рисунки к большинству работ были выполнены на местах сражений. Подлинно новым словом в искусстве Италии явились и написанные в 1860—1870-х в окрестностях Флоренции и Ливорно пейзажи (Сардиния в Ливорно, 1865, Флоренция, частное собрание), небольшие картины с изображениями фигур в пленэре (Ротонда Пальмьери, 1866, Флоренция, галерея Питти; Диего Мартелли в Кастильончелло, 1866; С. Лега пишет на берегу моря, 1866—1867; Крестьянки в окрестностях Ливорно, ок. 1865, все — Милан, частные собрания). Особой, присущей тосканским мастерам пластикой цвета, свежестью и непосредственностью восприятия цветового богатства натуры они напоминают этюды. Под впечатлением поездки в Рим (1872) было создано полотно Римские извозчики (1872—1873, Флоренция, галерея Питти), ставшее известным произведением итальянского веризма XIX в. В 1875 Фаттори посетил Париж, где встретился с Дега и импрессионистами, но открытия французских мастеров, знаменующие новый этап в развитии европейской пленэрной живописи, не произвели на него впечатления, он остался в последующие годы приверженцем манеры "маккьяйоли". В 1880—1890-е художник создал серию полотен на сюжеты из жизни погонщиков быков (буттеро), передав в ней колорит природы и жизни обитателей тосканской низменности Мареммы (Клеймение быков в Маремме, 1887, Генуя, собрание Тарагони; Рынок в Сан Гауденцио, 1886—1887, Флоренция, галерея Питти; Мертвая лошадь, 1903, Генуя, собрание Тарагони). Правдиво повествуют о труде крестьян и рыбаков Мареммы картины Красная тележка (1883—1886, Милан, галерея Брера), Сбор сена в Маремме (1880-е, Флоренция, частное собрание), Починщики сетей (1880—1885, Генуя, собрание Тарагони) с характерным для "маккьяйоли" вниманием к цветовой передаче натуры. В созданных Фаттори портретных образах близких людей (Кузина Арджия, 1861, Флоренция, галерея Питти), по-веристски характерных "портретах-типах" (Морской волк, 1880, Монтекатини, частное собрание; Монах, 1880-е, Италия, частное собрание), серии автопортретов (1854, 1884, Флоренция, галерея Питти; 1874, Крема, собрание Страмецци; 1894, Флоренция, частное собрание) раскрылось лирическое дарование художника, умевшего правдиво и проникновенно рассказывать о характере человека. Фаттори занимался также гравюрой, создав в технике офорта серии видов Флоренции и Ливорно. С 1886 художник преподавал во флорентийской Академии художеств, где имел много учеников. Творчество Фаттори оказало значительное влияние на итальянских мастеров XIX—XX вв. Среди его учеников и последователей были художники различных творческих дарований — Пелицца да Вольпедо, А. Соффичи, О. Розаи, Э. Рослер-Франц, Модильяни, но всех их объединяло почерпнутое у Фаттори преданное служение искусству, любовь к жизни и к человеку во всех их проявлениях. В 1920-е на родине художника в Ливорно было создано художественное объединение "Школа Лаброника" (К. Доменичи, Дж. Бартолена, М. Пуччини и др.), мастера которого считали Фаттори своим учителем. Галерея в Ливорно носит имя Фаттори, скульптором В. Джеминьяни создан установленный перед ней памятник художнику.

Лит.: Федотова Е. Д. Джованни Фаттори — художник "школы Маккьяйоли". М., 1992; G. Fattori. Ricordi biografici. Firenze, 1909; Vitali L. Lettere dei macchiaioli. Torino, 1953; Bianciardi L. Giovanni Fattori. L’opera completa. Milano, 1970.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me