Уччелло, Паоло

(Uccello, Paolo)

наст. имя Паоло Дони 1397, Флоренция — 1475, Флоренция.

Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. С 1407 обучался в мастерской скульптора Л. Гиберти. В 1415 был принят в цех живописцев. В 1425—1430 работал в Венеции, участвовал в создании мозаик фасада базилики Сан Марко (не сохранилась). В 1431—1445 получил во Флоренции ряд крупных заказов, связанных с украшением собора Санта Мария дель Фьоре. В 1445—1446 работал в Падуе, куда, по сведениям источников, был вызван своим земляком и другом Донателло, дабы помочь последнему в работе над конной статуей Гаттамелаты. В Падуе выполнил фресковый цикл Гиганты в Каза Виталиани (не сохранился). В 1446—1465 работал во Флоренции. В 1465—1468 работал в Урбино над серией композиций Чудо с остией для пределлы алтаря церкви Корпус Домини. Уччелло принадлежал к поколению новаторов и экспериментаторов флорентийского Раннего Возрождения. Своеобразие творческого облика Уччелло выразилось в восприимчивости к самым разнородным тенденциям современной ему художественной жизни — от тяготения к монументальности, лаконизму и мощи изобразительного языка до увлечения деталями изображаемого события, мотивами современной художнику жизни, от экспериментов в области перспективы до элементов готической стилизации и вкуса к сказочности. Дошедшее до нас живописное наследие Уччелло относится, за исключением выполненного в технике фрески т. н. Табернакля Липпи и Мачо (1416, Флоренция, галерея Уффици), к периоду творческой зрелости, который может быть разделен на два основных этапа. Первый, охватывающий 1430—1440-е, включает главным образом монументальные работы: росписи двора Кьостро Верде (История Адама и Евы, ок. 1430; История Ноя, ок. 1446—1448, обе — Флоренция, монастырь Санта Мария Новелла), фреску Кондотьер Джованни Акуто (1436, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре), фресковый цикл История святых (ок. 1440, Флоренция, церковь Сан Миньято, монастырский двор) и работы монументально-декоративного плана — два витража (1443) и роспись циферблата церковных часов (1443, обе — Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре). Фрески Уччелло выполнены в достаточно распространенной во Флоренции этого времени технике "терраверде" (зеленой земли). Лепка фигур оттенками зеленого тона создает сильный пластический эффект, подчеркнутый введением темно-красного фона, уподобляет их скульптурным изваяниям; этот эффект усиливается работой крупными, обобщенными массами, выдающими влияние живописи Мазаччо. В то же время в самой ранней из монументальных росписей Уччелло — История Адама и Евы — есть обращение к мотивам и стилистике Гиберти (Создание Адама) и Мазолино (Грехопадение). Наибольшей силы экспрессии Уччелло достигает в Истории Ноя. Новаторские устремления Уччелло проявились и в 8-метровой фресковой композиции Кондотьер Джованни Акуто, изображающей конный памятник наемному флорентийскому полководцу англичанину Джону Хауквуду, предвосхитивший стилистику конных статуй XV в. По-видимому, в 1430—1440-е Уччелло много экспериментировал в области перспективы: в частности, в полуразрушенной фреске Рождество из госпиталя Сан Мартино алла Скала (ок. 1446, Флоренция, галерея Уффици) он попытался передать эффект бинокулярного зрения при помощи перспективного сокращения с двумя точками схода. С сер. 1450-х ориентация творчества Уччелло существенно меняется. Работая теперь преимущественно в области станковой живописи, он создает тип станковой картины, сугубо светской и по назначению, и по сюжету, опираясь на опыт решения светской тематики в искусстве Северной Европы, у Пизанелло, флорентийских мастеров росписей свадебных сундуков — кассони. Отсюда новая стилистика этих картин: сохраняя вкус к обобщенной, укрупненной трактовке форм, увлечение перспективными построениями и ракурсами, он вносит в них множество живых, выразительных подробностей, оттенок сказочности или рыцарской романтики, элементы условности и стилизации, красочной зрелищности. Эта стилистика в равной степени свойственна его картинам, связанным с религиозной тематикой (два варианта Битвы св. Георгия с драконом (ок. 1456, Лондон, Нац. галерея; ок. 1456—1460, Париж, Музей Жакмар-Андре) и написанным на сугубо светские темы (Охота, ок. 1460, Оксфорд, Музей Ашмолеан). Кульминацией творчества Уччелло этого периода является триптих Битва при Сан Романо, написанный в 1456 для дворца Медичи во Флоренции, ныне разрозненный (Флоренция, галерея Уффици; Париж, Лувр; Лондон, Нац. галерея), в котором победоносное сражение флорентийцев с миланскими войсками приобретает облик красочного рыцарского турнира. С именем Уччелло связывают также несколько станковых профильных портретов (Маттео Оливетти, ок. 1433—1434, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Микеле Оливетти, ок. 1433—1434, Нью-Йорк, собрание Ротшильда; Женский портрет, ок. 1456, Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Лит.: Boeck W. Paolo Uccello. Berlin, 1939; Pope-Hennesy J. Paolo Uccello. London, 1950; Sindona E. Paolo Uccello. Milano, 1957; Berti L. Paolo Uccello. Milano, 1964; Rlaitano E., Tongiorgi Tomasi L. L’opera completa di Paolo Uccello. Milano, 1971.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me