Телемак, Эрве

(Telemaque, Herve)

Род. 1937, Порт-о-Пренс, Гаити.

Французский художник. Родившись в обеспеченной семье, в бывшей французской колонии на Гаити, Телемак в 1957 переехал в Нью-Йорк, где начал заниматься живописью. В 1961 прибыл в Париж, связался с группой сюрреалистов и некоторое время участвовал в их выставках, представляя полотна, выдержанные в духе абстрактного экспрессионизма. В 1964 стал одним из организаторов этапной выставки "Мифологии повседневности", положившей начало направлению нарративной фигурации. С этого времени обратился к изобразительным формам, стилизованным под массовую печатную продукцию — плакатам, комиксам, рисункам в популярных журналах (Саквояж, 1965, частное собрание; Олимпия, 1964, Париж, галерея Луи Карре). В комбинациях разрозненных образов, заимствованных из рекламы, звучат мотивы протеста против полицейского и военного насилия (Банановая страна № 3, 1964, частное собрание; Один из 36 000 морских пехотинцев на наших Антильских островах, 1965, Брансуик, Музей; Доход от капитала, 1975, частное собрание). В 1973 посетил Гаити. По возвращении во Францию поселился на уединенной ферме, где создал большую серию коллажей под общим названием Седла (1979). В этих картинах, представляющих последовательные стадии становления художественного образа, обыгрываются разные значения французского слова "седло", некоторые из которых относятся к артистической практике. В работах 1980—1990-х отказался от социальной критики, сосредоточившись на анализе изобразительного языка (На рынке, Клэр, 1992, Париж, галерея Луи Карре; Анг № 5, 1997, частное собрание).

Лит.: Exposition Telemaque a l’ARC. Paris, Musee d’Art moderne de la Ville de Paris, 1976; Exposition Telemaque. Valencia, Centre Julio Gonzalez, 1998.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me